При этом глубинной определяющей чертой является прагматизм. Указанные черты национального характера, в значительной степени определяющие мировоззрение и облик “среднего китайца”, складывались под воздействием морально-этических норм, а также основных религий – даосизма и буддизма, с одной стороны, и коммунистической идеологии, с другой.
Хотя конфуцианство формально и не является религией, так как никогда не имело института церкви и представляет собой не “божественные откровения”, а идеи конкретного человека – древнекитайского философа, мудреца и государственного деятеля Конфуция, по степени воздействия на сознание и формирование поведенческих установок китайцев оно на протяжении веков успешно выполняло роль религиозно-мировоззренческой доктрины. В настоящее время конфуцианские идеи продолжают в очень большой степени регулировать взаимоотношения в обществе и остаются авторитетнейшей этической системой, которой непосредственно следуют около 500 млн. человек.
По Конфуцию, основной ячейкой общества является семья, в которой властвует взаимная преданность и ответственность прагматической деятельности. При этом прагматизм понимается не как индивидуальный эгоистический интерес, а как обеспечение интересов семьи. В современных условиях понятие “семьи” расширилось до трудового коллектива, любой общности людей, объединенных профессиональными или иными материальными интересами. Основные положения конфуцианства предполагают наличие строгой социальной иерархии безусловного подчинения младшего старшему (как в служебной системе, так и в семье и быту), взаимную ответственность старших (прежде всего, руководителей) и младших членов общества и строгие моральные принципы (“пять добродетелей Конфуция”: человечность, справедливость, благородство, самоусовершенствование и верность). (Валентин Мягков, БИКИ/Деловой мир)
(Продолжение)