В Украине стартовала официальная кампания по борьбе с нелегальным горючим. Власть рассчитывает не только свернуть теневой рынок, а и пополнить казну дополнительными отчислениями от официальных трейдеров. Но под прикрытием этого процесса фактически проходит борьба крупных нефтяных империй, которые для достижения поставленной цели не брезгуют применением любых технологий.
За первые дни лета в Украине были раскрыты несколько резонансных схем снабжения рынка нелегальным топливом. Так, Государственная фискальная служба сообщила об обнаружении подпольного завода в Полтавской области. А советник главы МВД Антон Геращенко заявил о том, что в порту Измаил сотрудниками СБУ был задержан танкер Adriatik Marine с 5,8 тыс. т контрабандного дизтоплива. “Товар был загружен в оккупированной Феодосии без разрешения украинской стороны. Впоследствии танкер намеревался разгрузить это топливо на подконтрольной Украине территории, не заплатив таможенные платежи, размер которых составил бы 23 млн. грн.”, – сообщил Геращенко. По его словам, по этому поводу он обратился в Генпрокуратуру, поэтому вскоре могут стать известны новые подробности этого резонансного события. Параллельно с этим расследованием, возможно, найдет подтверждение информация об основных маршрутах контрабандных нефтепродуктов, которые пролегают в основном через черноморские порты, а также Николаев и Херсон. В активном использовании морских ворот Украины нет ничего удивительного, ведь для того, чтобы наладить канал контрабанды, нужна только крупная партия груза. Ее малую часть любой желающий импортер растамаживает, а остальную проводит как транзитный груз, который фактически реализуется на внутреннем рынке.
Нынешнее желание власти разрушить эти схемы заслуживает уважения. Но благородство этого стремления развеивают два факта. Первый: в искоренении контрабанды бензинов и дизельного топлива заинтересованы не столько рядовые украинцы, сколько чиновники. Потому что если из тени будут выведены основные нелегалы, отчисления в госбюджет за счет одного только акциза вырастут на 20-25 млрд. грн./год. Второй: упомянутый Антоном Геращенко танкер с контрабандой поставлял топливо в адрес одного из крупнейших игроков рынка – компании WOG Игоря Еремеева. А это дает повод предположить, что руками МВД против этой компании начата латентная корпоративная война. Ее автором может быть кто угодно, включая главного оппонента Еремеева – Игоря Коломойского, с которым они не менее полгода ведут борьбу за оперативный контроль над государственной “Укртранснафтой”. Но в данном случае важно не то, что между нефтяными магнатами начался новый виток противостояния, в котором они, как и прежде, используют центральную власть, а то, что за кулисами подобных стычек ведется централизованное развитие теневого рынка.
Элементарный пример: два года назад в Украине вступил в силу закон №4970 VI, который разрешает продавать бензин при условии содержания в нем не менее 5% биоэтанола. Принятие этого правила тогда мотивировалось желанием государства отказаться от вредных присадок к топливам (например, метилтретбутилового эфира) в пользу этанола, который имеет растительное происхождение. Но фактически этот закон создал идеальные условия для развития теневого сектора нефтерынка. Дело в том, что Украина не в состоянии обеспечить потребности внутреннего рынка в биоэтаноле, а экспортировать его при нынешней ставке акциза невыгодно. В итоге этот набор факторов привел к тому, что многие трейдеры стали пользоваться услугами так называемых посредников, которые оказывают услуги по легализации обычного бензина в Украине. Благодаря этому сейчас контрабанда топлива занимает 35-40% нефтепродуктового рынка страны. По-настоящему эффективные шаги в решении проблемы делаются, но крайне нерешительно. Достаточно сказать, что упомянутый закон №4970 планируется отменить только осенью. Возможно, за оставшиеся месяцы кураторы этого сектора экономики хотят накопить капитал для реализации новых схем. (uaprom.info/Химия Украины и мира)