Спад покупательской способности россиян, похоже, прекратился. Статистика говорит о том, что население отходит от тенденции экономии, позволяя себе увеличить расходы. Количество тех, кто вынужден жестко экономить, уменьшается. Ожидается, что в 2018 г. реальные доходы населения выберутся из отрицательной зоны.
В ближайшие годы потребление товаров бытовой химии (ТБХ) будет изменяться под влиянием противоположных факторов понижения и повышения спроса.
Факторы снижения спроса:
– доходы населения будут восстанавливаться до докризисного уровня медленно – в течение 5 лет, отыгрывая падение 2015-2017 гг.;
– население России сокращается. Слой наиболее экономически активного населения – в возрасте от 20 до 64 лет – тоже сокращается. Эти же потребители ощутят на себе общий рост экономического давления со стороны государства.
Факторы повышения спроса:
– процесс урбанизации. Городское население более платежеспособно, менее консервативно;
– рост числа одиночных домохозяйств. Сегодня 25% домохозяйств в России – одиночные, их число будет расти. Люди, живущие одни, характеризуются удельно более высоким уровнем потребления;
– рост доли потребителей, занятых в бюджетной сфере. Зарплаты их растут опережающими темпами;
– рост всеобщей подключенности. Онлайн выбор товара делает покупки более удобными;
– неоднородность российского рынка по регионам дает возможность для повышения спроса на отдельные виды товаров (например, гель для стирки и капсулы недопотребляются в Новосибирске);
– усиление потребительского патриотизма россиян. 71% опрошенных россиян положительно относится к товарам, производимым в России, только 3% – негативно.
Наличие перечисленных факторов повышения спроса внушает производителям определенный оптимизм. Но одного оптимизма для роста продаж недостаточно: необходимо учитывать современные общемировые и российские тренды на рынке бытовой химии. Эти тренды в большой степени обусловлены изменением потребительского поведения.
- Россияне научились более рационально относиться к своим тратам, обращая внимание не только на стоимость, но и на эффективность товаров и их отличие от аналогов. При этом растет готовность к апробации новинок.
Соответственно, трендами у производителей ТБХ становятся:
– максимальное качество за доступные деньги. Это путь оптимизации производства и поиска инноваций, которые позволяют сделать сочетание “цена-качество” лучше, чем у конкурентов;
– инновационные функциональные товары. Это драйверы отрасли как шанс отстроиться от конкурентов, осуществить ротацию ассортимента и получить внимание потребителей-новаторов;
– концентрированные формулы (повышенная концентрация активных веществ), обеспечивающие уменьшение количества вещества на 1 стирку;
– узкая специализация ТБХ. Наряду с выпуском универсальных средств появляется устойчивая тенденция расширения линеек бытовой химии узкоспециализированными средствами (пример средства для мытья акриловых ванн). Спрос населения на такие средства возрастает;
– новые формы выпуска. Жидкие средства для стирки, таблетки и предварительно дозированные капсулы для стирки являются популярным продуктом для европейского потребителя и медленно, но верно завоевывают российского потребителя;
– рост продаж по промоакциям. Россияне пристально следят за скидками, сравнивая их как в различных местах продажи, так и для различных брэндов.
- Защита окружающей среды и здоровья как дополнительная ценность товаров – следствие эко-тренда, помогает брэнду завоевать лояльность потребителей. Тренд “Экологичность как основа выбора” подтверждант в своем исследовании “Nielsen”.
- Рост подключенности потребителей. Быстрота доступа к информации, ориентированность на мобильные устройства и интернет-ресурсы, смена авторитетов все более меняют потребительское поведение. Брэнды стремятся стать ближе к конечному потребителю и продавать товары с помощью собственных групп в соцсетях, различных приложений и т. д., т. е. можно говорить о тренде, который можно определить как онлайн – клиентоориентированность.
- Все большее значение приобретают дизайн и упаковка. Даже среди сегмента “средний минус” и “эконом” очень важным является внешний вид изделий, так что на промышленный дизайн и дизайн упаковки обращают теперь серьезное внимание. В качестве современных трендов можно назвать:
– новые дизайнерские решения в оформлении. Дизайн призван формировать интерес у потребителей, эмоциональный отклик, лояльность к брэнду и местам продаж;
– переход на более практичные и удобные формы упаковки – фасовка в дой-паки, применение современных материалов и конструктивных решений, гибкость в типоразмерах;
Некоторые тренды обусловлены развитием сотрудничества с торговыми сетями. К ним можно отнести:
– универсальность ассортимента – все меньше монобрэндов и все больше производителей, которые предлагают закрытие всех потребностей торговых сетей в товарах для дома;
– СТМ – готовность производить товары под торговыми марками сетей. Она набирает как количественные, так и качественные обороты.
Среди компаний, которые стараются следовать этим трендам, – компания “НЗБХ”. В качестве подтверждения можно назвать такую продукцию НЗБХ, как детский порошок “Весенняя нежность” (гипоаллергенный, содержит натуральные масла), кислородный пятновыводитель-отбеливатель “Belizna” (без хлора, антибактериальный и обеззараживающий эффект). В 2018 г. НЗБХ начал выпускать стиральные порошки в новом формате. Теперь стиральные порошки ТМ “Бирюса” и ТМ “Лотос” можно приобрести в упаковке дой-пак. Среди преимуществ такой тары – удобство в использовании, компактность, герметичность, сохранность аромата, защита от просыпания благодаря zip-застежке. А также запуск продукции как жидких, так и сухих средств в 5 литровых флаконах. В ближайших планах НЗБХ – новая торговая марка “Home Work”. (Ruhim/Химия Украины и мира)