Заключив контракт с немецкими подрядчиками на модернизацию Шебелинского газоперерабатывающего завода, в Министерстве энергетики и угля получили железный аргумент, чтобы снова продлить действие устаревших национальных стандартов на нефтепродукты на год, а то и на два. Ведь установка изомеризации в Шебелинке заработает в лучшем случае в 2013 г.
Шебелинский ГПЗ является единственным в стране производителем моторных топлив, который еще контролируется государством. Он входит в структуру “Укргазвыдобування” – дочерней компании НАК “Нафтогаз Украины” и специализируется на переработке в бензины и дизтопливо конденсата, добываемого НАК. Сегодня завод раздирают внутренние противоречия. С одной стороны, у него самый высокий в стране показатель глубины переработки исходного сырья (за счет выпуска широкой гаммы побочных продуктов), с другой качество его основной продукции – автомобильного топлива – одно из худших на рынке.
Рыночная доля шебелинского завода не очень велика. Он производит чуть больше 10% моторных топлив от общеукраинского объема. За 10 месяцев отечественные нефтепереработчики произвели 4,53 млн. т горючего, и вклад Шебелинки в эту цифру составил 484 тыс. т. Однако для “Укргазвыдобування” Шебелинский ГПЗ – объект жизненной важности. От продажи моторных топлив собственного изготовления эта ДК получает примерно столько же доходов, сколько и от своей профильной деятельности – добычи углеводородов, т. е. порядка 5-6 млрд. грн. (и это без учета сжиженного газа, мазута, битума и прочих уайт-спиритов). К тому же предприятие обеспечено самым дешевым в стране сырьем, что положительно сказывается на рентабельности. Однако все эти плюсы смазываются устаревшими технологиями, применяемыми на Шебелинке.
Поэтому вопрос о модернизации завода назревал давно. Еще в 2006 г. был проведен первый тендер на строительство изомеризационной установки. Тогда победителем была признана американская компания UOP, ранее построившая на ГПЗ комплекс каталитического риформинга. Использование изомеризата – специального компонента для производства высокооктановых бензинов – позволило бы заводу, во-первых, существенно нарастить в своей сбытовой корзине долю бензинов А-92 и А-95, более дорогих и пользующихся большим спросом, а во-вторых, приблизить качество своих продуктов к европейским стандартам. Пять лет назад UOP просила за свои услуги не столь уж дорого – $105,8 млн. Но контракт так и не был подписан.
Как часто бывает в Украине в подобных ситуациях, вмешался человеческий фактор. Американцы договаривались с одними руководителями “Укргазвыдобування”, но пока утрясали формальности, их сменили другие, потом третьи. В конце концов нынешняя дирекция ДК изобрела более экономный вариант. У UOP приобрели только лицензию на ее технологию изомеризации. Результаты тендера пятилетней давности проигнорировали, а вместо него провели новый конкурс, победителем которого стала немецкая фирма Chemicanlagenbau Chemnitz GmbH (CAC). По стечению обстоятельств она же заканчивает сейчас реконструкцию на “Крымском титане” Дмитрия Фирташа. Еще одно совпадение заключается в том, что уже через неделю после объявления результатов тендера “Укргазвыдбування” открыла кредитную линию на 800 млн. грн. в Надра Банке, также входящем в орбиту влияния Фирташа.
Правда, CAC пока не претендует на все эти деньги. Она берется построить на Шебелинском ГПЗ установку изомеризации легкого бензина за 44,73 млн. евро, т. е немногим больше, чем за 500 млн. грн. Это уже с подготовкой проектной документации, поставкой оборудования и пуско-наладочными работами. Мощность установки должна составить около 300 тыс. т изомеризата в год. Управиться со всем проектом немецкая компания обязалась до конца 2013 г. Однако решение этой задачи потянет за собой появление двух новых. На них, в частности, указал гендиректор “Укргазвыдобування” Юрий Борисов после объявления результатов “изомеризационного” тендера. По его словам, дальнейшие этапы реконструкции Шебелинского ГПЗ предполагают строительство установки гидроочистки дизельного топлива, позволяющую производить ДТ с низким содержанием серы. Она, по оценкам специалистов, будет стоить до $200 млн., в зависимости от мощности. Самая же амбициозная задумка “Укргазвыдобування” в отношении Шебелинки заключается в увеличении ее производственных мощностей с нынешних 1-1,2 млн. т перерабатываемого сырья в год до 3 млн. т.
Правда, по каждому из пунктов есть замечания. Во-первых, даже имеющиеся мощности Шебелинского ГПЗ используются сейчас всего на 60%. Если же говорить о троекратном увеличении объемов производства, тогда на заводе необходимо строить дополнительную установку первичной переработки конденсата и ряд новых объектов вторички, а параллельно думать, откуда этот конденсат (или нефть) взять. “Укргазвыдобування” столько не добывает, ее нынешний потолок – 700-800 млн. т. Ну еще до 100 млн. т можно взять у “Чорноморнафтогаза”. А вот “Укрнафта” вряд ли поделится собственным ресурсом – у нее есть свои ГПЗ. Таким образом, у Шебелинки только два пути дальнейшего развития: либо умерить амбиции и ограничиться работой с тем миллионом т сырья, которое она реально может получить, либо искать варианты его импорта, вероятнее всего, из России. Пару лет назад в дирекции “Укргазвыдобування” такой вариант уже предметно изучали, но пришли к выводу, что он нецелесообразен. Хотя экономика таких поставок чрезвычайно сильно зависит от того, по каким каналам идет ресурс. В этом контексте весьма показателен пример того, как в начале 2011 г. Минэнергоугля пыталось организовать в Лисичанске переработку 1 млн. т российской нефти с целью интервенций готового продукта на отечественный топливный рынок. “Нафтогаз Украины” должен был на давальческих условиях завозить на Лисичанский НПЗ закупленную нефть, но на самом деле в этой цепочке оказались два лишних звена: одно – компания, близкая к нынешнему руководству НАК, вторая – к создателям печально известной фирмы “Ливела”. Схема такой перегрузки не выдержала и проект провалился. Предлагаемое «Нафтогазом» лисичанское топливо раскупали крайне вяло из-за его высокой цены.
Таким образом, стать заметным игроком на внутреннем рынке нефтепродуктов госкомпании в очередной раз не удалось. И сделать это силами одного только Шебелинского ГПЗ, под который в «Нафтогазе» даже пытались выстраивать фирменную сеть АЗС (впрочем, тоже безуспешно), будет крайне сложно. С одной стороны, этому мешает маломощность предприятия, с другой – его техническая отсталость. С 1997 г., когда здесь заработал каталитический риформинг, других серьезных обновлений на заводе не наблюдалось. В итоге шебелинские бензины зачастую не дотягивают до норм существующих национальных стандартов по содержанию серы, бензола и даже по величине октанового числа. Строительство установок изомеризации и гидроочистки способно снять данные симптомы, но не раньше, чем через года два-три. А за это время ГПЗ рискует совсем скатиться в маргинальную нишу, где его клиентами будут лишь сельскохозяйственная и военная техника да периферийные заправки.
Но чтобы удержать в правовом поле даже этих клиентов, Минэнергоугля вынуждено в очередной раз продлевать действие устаревших технических требований (ДСТУ) как к бензинам, так и к дизтопливу. Хотя первым отроду уже 10 лет, а вторым – все 12. В Евросоюзе за это время экологические и эксплуатационные стандарты нефтепродуктов ужесточались трижды. В Украине же, кроме Шебелинского ГПЗ, косвенную выгоду от сохранения устаревших ДСТУ получают и тяжеловесы отечественной переработки из ТНК-ВР и группы “Приват”, и поставщики на внутренний рынок контрабандных и контрафактных топлив. А какие неудобства это решение принесет владельцам автомобилей – никого не интересует. У них ведь нет лоббистов в правительственных кругах. (МинПром/Химия Украины, СНГ, мира)