Украинско-азербайджанские переговоры в швейцарском Давосе не привели к подписанию договора об импорте каспийского сжиженного газа в Украину. Бакинское руководство осознает, что сможет поставлять газ в Украину лишь по остаточному принципу. Перед ней в очереди стоят Турция, Россия и Румыния.
У компаний, добывающих газ на каспийском шельфе Азербайджана, заключены полноценные контракты с Россией и Турцией на поставку топлива. Данные контракты не только работают, но и обновлены в сторону увеличения объема поставок. В Румынии Государственная нефтегазовая компания Азербайджана (SOCAR) выступила соучредителем консорциума, который намерен строить инфраструктуру для перевозки природного газа в сжиженном виде (LNG) в бассейне Черного моря. На этом фоне Украина пока выглядит аутсайдером. Кроме меморандума о сотрудничестве в сфере поставок сжиженного газа, подписанного год назад в том же Давосе, у нее с Баку ничего больше нет. Только благие намерения.
Турецкий фактор
Турция сегодня является крупнейшим импортером азербайджанского природного газа. По итогам 2011 г. объем таких закупок составил примерно 4,5 млрд. куб. м. С одной стороны – это несколько ниже, чем было в 2010 г., с другой – скоро ожидается повышение. В октябре 2011 г. Баку и Анкара подписали пакет новых газовых соглашений, согласно которым Турция намерена к 2017 г. увеличить объем закупок азербайджанского топлива до 6 млрд. куб. м. Еще 10 млрд. куб. м она готова пропускать через свою территорию транзитом на европейские рынки.
В Турции потребление газа медленно, но падает: с 36 млрд. куб. м в 2008 г. до 31 млрд. куб. м в 2011 г. В обозримой перспективе страна серьезно намерена опуститься ниже 30-миллиардной отметки, внедряя энергосберегающие технологии в промышленности и активнее используя гидроэлектростанции вместо тепловых. Но азербайджанский газ Анкаре нужен для вытеснения российского импорта или, по крайней мере, для того, чтобы сделать более сговорчивым «Газпром».
Цена, по которой Турция импортирует каспийский ресурс, официально не оглашается, но, по экспертным оценкам, она составляет порядка $300/1000 куб. м, т. е. примерно на 30% дешевле, чем у россиян. Полностью отказаться от сотрудничества с «Газпромом» Турция пока не может. Во-первых, она связана с ним долгосрочным контрактом. Во-вторых, Азербайджан еще не вышел на такие объемы добычи, чтобы полностью обеспечить турецкий рынок. В 2011 г. азербайджанская газодобыча составила 25,7 млрд. куб. м. В 2012 г. планируется довести этот объем до 28,3 млрд. куб. м, в 2015 г. – до 30 млрд. куб. м. При этом внутреннее потребление газа в стране вряд ли выйдет за пределы 8-10 млрд. куб. м.
Определенная заминка и в том, что между Турцией и Азербайджаном нет достаточной пропускной газотранспортной инфраструктуры. Хотя построить ее дешевле, чем возводить портовые газовые терминалы и мощности по сжижению природного газа, а потом его регазификации. Одним из пунктов прошлогодних азербайджанско-турецких договоренностей стало решение о строительстве нового Трансанатолийского газопровода, по которому газ из прикаспийских месторождений должен поступать в Грецию и на другие рынки юга Европы. Между тяжелоподъемными и дорогостоящими проектами “Южный поток” и “Набукко” этот третий путь может оказаться наиболее реалистичным. Ввиду сказанного правительство Азербайджана будет стремиться реализовать газовые договоренности со своими стратегическими партнерами в Турции, а уже потом учитывать газовые притязания других претендентов. И с этим мнением придется считаться не только государственной SOCAR, но и консорциуму частных компаний, разрабатывающих самое перспективное месторождение Прикаспийского шельфа – Шах-Дениз.
Российский фактор
В январе 2012 г. SOCAR и «Газпром» подписали контракт, предусматривающий двукратное увеличение объемов экспорта азербайджанского газа в Россию. Практика выкупа газа на южных рынках и перепродажи его на Западе уже пару лет как появилась в арсенале «Газпрома». Сначала он перехватил у Украины туркменский и узбекский газ, а с 2010 г. начал импортировать азербайджанский. Для «Газпрома» подобные операции экономически привлекательней капиталовложений в раскрытие новых месторождений на Крайнем Севере. Два года назад «Газпром» приобрел свыше 700 млн. куб. м азербайджанского газа, в 2011 г. – примерно 1,5 млрд., в 2012 г. – замахнулся на 3 млрд.
С точки зрения бюджета РФ этот контракт – потеря для страны: налицо вывоз капитала за границу вместо инвестиций в национальную добычу. Но Кремль подобные действия «Газпрома» поощряет, ведь таким образом концерн отсекает возможности соседних стран (Украины, Молдовы и той же Турции) получать газ из источников, альтернативных российскому. Таким образом, для команды Путина – Медведева это возможность на должном уровне поддерживать экономическую зависимость соседей от России, а для «Газпрома» – способ сохранить традиционные рынки сбыта. Расчет прост: чем больше выкупить газа у Азербайджана, тем меньше он сможет продать его на сторону. И турецкая сторона для «Газпрома» очень важна. Это его второй по масштабам рынок сбыта после украинского – емкостью почти 26 млрд. куб. м по итогам 2011 г. Таким образом, перехватывая азербайджанский газ, россияне отнимают потенциальный кусок и у Турции, и у Украины. Другое дело, что у подобной тактики на рынке есть физический предел. Мощности по транспортировке азербайджанского газа в РФ через единственную пограничную газоизмерительную станцию Ширвановка не способны принять более 6-7 млрд. куб. м газа в год. А реконструировать это направление, увеличивая его пропускную способность, в Азербайджане не планируют. Это для Баку не приоритет.
Румынский фактор
Для представителей SOCAR гораздо интереснее развитие газотранспортных проектов на территории Грузии. Сейчас весь азербайджанский газ для турецких потребителей идет через Грузию. Но две страны не желают ограничиваться одним вектором и уже нарисовали другой – в направлении порта Кулеви на берегу Черного моря. Здесь SOCAR обзавелся нефтепричальным комплексом, а теперь размышляет, как бы дополнить его газоперевалочным блоком. И тут вариантов у азербайджанской нефтяной компании не так много, реально – два. Один – проект AGRI, второй – предложения от Украины.
Сложно сказать, что появилось раньше. Ведь нынешние планы Юрия Бойко и Владислава Каськива по строительству LNG-терминала в украинском Причерноморье сильно перекликаются со слегка позабытым проектом “Белый поток”, активно мусолившимся еще во времена премьерства Юлии Тимошенко. Пока в Киеве только говорят о создании СП с Азербайджаном по транспортировке сжиженного газа, а в Бухаресте подобное предприятие создано ровно год назад. Его основателями (кроме SOCAR) выступили Грузинская национальная нефтяная компания, венгерская MVM и румынская Romgaz. В январе 2012 г. закончился срок разработки ТЭО этого газотранспортного проекта, в ближайшее время его рассмотрит совет директоров компании AGRI LNG. Согласно предварительной информации, изучаются варианты перевалки сжиженного газа в румынском порту Констанца объемом 2,5 и 8 млрд. куб. м в год. Стоимость их воплощения в жизнь варьируется соответственно в пределах EUR1,2-4,5 млрд.
В январе в Давосе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым встречался не только Виктор Янукович. Там же на аудиенции у И. Алиева побывал и премьер-министр Грузии Ника Гилаури. После этого он сообщил, что вскоре в Тбилиси пройдет международная конференция, посвященная реализации проекта AGRI. Для Грузии он ценен прежде всего новыми объемами транзита. Куда дальше пойдет азербайджанский газ, закачанный в Кулеви, ей в принципе все равно. Но поскольку в последние год-два украинско-грузинские отношения несколько охладели, Тбилиси теперь приветливее смотрит в сторону Бухареста. Тем более, что в той стороне есть надежды получить софинансирование от Евросоюза.
Украинские шансы
Украине в этом газовом пасьянсе будет очень сложно вытянуть нужную карту. И все-таки шансы не совсем нулевые. Особенно если подыграют турки. Именно в Анкаре Киев может отыскать ключи к нужным дверям как бакинским, так и московским. Но для этого придется предложить туркам 2 выгодные сделки. Первая – перекупить у них часть законтрактованного у «Газпрома», но невыбираемого газа. Вторая – привлечь турецких подрядчиков к строительству LNG-терминала в Украине. Обе возможности уже обсуждались в киевских правительственных коридорах.
В 2011 г. Украина и Турция покупали ресурс у «Газпрома» по примерно одинаковым ценам, хотя мы чуть дешевле. В текущем – все изменилось в обратную сторону. Теперь газ для Турции стал дешевле. И при этом контракты турецких потребителей предусматривают заметно большие объемы закупок российского газа, чем это происходит на самом деле. Теоретически эти избыточные объемы (а речь идет как минимум о 5-6 млрд. куб. м/год) Украина могла бы выкупать. Вероятно, их и имел в виду Ю. Бойко, заявляя, что наша страна изучает возможность приобретения газа у Турции. Технологически провернуть подобную операцию несложно: в таком случае газ, который должен идти в Турцию транзитом через Украину, остается на украинском рынке, а параллельно возрастает объем поставок газа по морскому трубопроводу “Голубой поток”, идущему из России через Черное море к турецким берегам. Сложнее с согласием «Газпрома» на подобное замещение. Хотя, возможно, для Москвы и Киева это стало бы компромиссным выходом из затянувшихся газовых дебатов. Ведь каждый бы сохранил лицо и получил желаемое. С одной стороны «Газпром» настоял бы на цене, предусмотренной в контрактах 2009 г., с другой – «Нафтогаз» (а может OstChem или еще кто) получил бы возможность закупать некоторый объем газа по более низкой “турецкой” цене. В итоге это все равно дало бы общее удешевление для украинского потребителя.
Подобная схема может быть внедрена довольно оперативно и просуществовать до тех пор, пока Украина, пускай даже частично, перейдет на потребление LNG. Для этого потребуется 3 года на обустройство инфраструктуры и гарантии Азербайджана обеспечить ее загрузку. Добиться таких гарантий украинскому руководству не удается уже год. Но каспийский лед, возможно, тронулся бы, доверь Киев строительство LNG-терминала турецкому холдингу Calik Energy. Еще несколько лет назад представители Calik предлагали украинским властям построить под Одессой комплекс для приема LNG. Не исключено, что предложение все еще в силе. Calik Energy – крупнейшая турецкая сервисно-инжиниринговая компания в нефтегазовой отрасли, пользующаяся, как утверждают, благосклонностью нынешнего турецкого министра энергетики Танера Йылдыза. Если это правда, то об украинском коридоре для азербайджанского сжиженного газа замолвить словечко в Баку смогли бы уважаемые люди из Анкары.
Теперь посчитаем. В 2015-2016 гг. Азербайджан должен добывать 28-30 млрд. куб. м газа. Из них внутри страны останется 8-10 млрд. 6-7 млрд. куб. м планирует импортировать Турция, 3-4 млрд. куб. м – Россия, еще 2-3 млрд. куб. м спишем на мелких азербайджанских клиентов (Иран, Грузию, Грецию). Итого 5-8 млрд. куб. м остаются до конца не распределенными. На них может претендовать и Трансанатолийский газопровод, и AGRI, и украинский LNG-терминал. Приз получит самый проворный. (МинПром/ Химия Украины, СНГ, мира)