Выпуск новых шин на предприятиях химической промышленности за I полугодие и III квартал, тыс. шт.
Продукция | Январь-сентябрь | Темп роста к январю-сентябрю 2011 г., % | Июль-сентябрь | Темп роста к апрелю-июню 2012 г., % | Остатки на складах на 1.10.12 г. |
Шины новые всего | 2525,1 | 91,6 | 850,8 | 102,7 | 104,5 |
в том числе: | |||||
– для легковых автомобилей | 2335,5 | 88,9 | 797,5 | 104,6 | 86,6 |
– для грузовых автомобилей и автобусов | 76,8 | 115,1 | 28,6 | 117,7 | 8,7 |
– для сельхозмашин | 111,9 | 184,3 | 24,5 | 59,3 | 8,4 |
– для мотоциклов | 0 | – | 0 | – | 0 |
– крупногабаритные шины для грузовых автомобилей | 0,8 | 266,7 | 0,2 | 40 | 0,8 |
Камеры, всего | 1050 | 93,9 | 404 | 127,1 | 78,3 |
– в том числе для легковых автомобилей | 1040,3 | 96,1 | 400 | 126,9 | 52,6 |
В ПАО “Днепрошина” за 9 месяцев произведено 174,9 тыс. шин (в том числе в III квартале 51,1 тыс. шт.), что почти в 16 раз больше, чем за аналогичный период 2011 г. Объемы реализации продукции выросли до 219,6 млн. грн., увеличившись по сравнению с тем же периодом предыдущего года в 11 раз.
ЧАО “Росава” за 9 месяцев снизило производство шин на 14,4% до 2349,3 тыс. штук. Реализация продукции составила 75,8% к объему за аналогичный период 2011 г. В III квартале “Росава” произвела 799,5 тыс. шин. Снижение производства наблюдается по всем видам шин. Чистый убыток ЧАО “Росава” за I полугодие вырос до 3536 тыс. грн. против 2624 тыс. грн. в I полугодии 2011 г. В III квартале в “Росаве” завершен второй этап модернизации, который позволяет значительно улучшить потребительские характеристики выпускаемых шин. Новые шины для сельхозтехники ЧАО “Росава” были представлены на выставке “Агротех-Россия 2012” (9-12 октября).
Объемы внешней торговли шинами за 8 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. выросли на 8,1% и характеризуются следующими данными:
Показатель | Январь-август | Июнь | Июль | Август |
Экспорт, всего | ||||
тонн | 23545 | 2480 | 3063 | 2971 |
штук | 1606019 | 174324 | 218785 | 193255 |
тыс. $ | 107681,4 | 10496,9 | 15472,9 | 12392,9 |
$/т | 4573 | 4233 | 5052 | 4171 |
$/шт. | 67,0 | 60,2 | 70,7 | 64,1 |
в т. ч. легковые шины: | ||||
тонн | 10280 | 1153 | 1527 | 1222 |
штук | 1312581 | 148334 | 189893 | 162340 |
тыс. $ | 41656,8 | 3985,2 | 7559,9 | 4515,2 |
$/т | 4052 | 3456 | 4951 | 3695 |
$/шт. | 31,7 | 26,9 | 39,8 | 27,8 |
Импорт, всего | ||||
тонн | 71854 | 7760 | 7671 | 10460 |
штук | 5998934 | 743079 | 722358 | 789091 |
тыс. $ | 323594,0 | 33626,3 | 32618,8 | 46806,8 |
$/т | 4503 | 4333 | 4252 | 4475 |
$/шт. | 53,9 | 45,3 | 45,2 | 59,3 |
в т. ч. легковые шины: | ||||
тонн | 21410 | 1407 | 1650 | 3429 |
штук | 2378066 | 149222 | 185471 | 398068 |
тыс. $ | 103836,4 | 6596,6 | 6655,8 | 16204,0 |
$/т | 4850 | 4688 | 4034 | 4726 |
$/шт. | 43,7 | 44,2 | 35,9 | 40,7 |
Положительной тенденцией во внешней торговле шинами в текущем году можно назвать снижение отрицательного сальдо, которое за 8 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. сократилось на $52,7 млн. Более чем на $42,5 млн. вырос экспорт шин, в то время как импорт уменьшился на $10,1 млн. В структуре экспорта шин основную долю составляют шины для легковых автомобилей, а также для сельхозтехники, строительства и промышленности. В импорте ведущую роль занимают шины для грузовых автомобилей и автобусов.
При росте экспорта шин для легковых автомобилей наблюдается изменение структуры в сторону увеличения доли стран СНГ.
Сопоставительные данные по экспорту легковых шин за I полугодие 2011-2012 гг.
Показатель | I полугодие 2011 г. | I полугодие 2012 г. |
Экспорт, всего | ||
тонн | 6369 | 7531 |
штук | 830565 | 960348 |
тыс. $ | 27224,0 | 29581,7 |
в том числе страны СНГ: | ||
тонн | 3555 | 5497 |
штук | 442346 | 683121 |
тыс. $ | 18892,2 | 23524,8 |
Доля стран СНГ в экспорте, % | ||
по весу | 55,8 | 73,0 |
по количеству | 53,3 | 71,1 |
по стоимости | 69,4 | 79,5 |
Увеличение доли стран СНГ в экспорте легковых шин (и соответственно снижение доли дальнего зарубежья) в значительной степени обусловлено уменьшением поставок украинских шин в Бразилию. ЧАО “Росава” вышла на рынок Бразилии в 2010 г. В 2011 г. в Бразилию ввезено 608 тыс. шин для легковых автомобилей, а по итогам I полугодия эта страна опережала по объемам ввоза этого вида шин даже Россию.
В 2012 г. наблюдается обратная картина.
Сравнение данных по экспорту легковых шин в Россию и Бразилию за I полугодие 2011-2012 гг.
Показатель | Россия | Бразилия | ||
2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Объем экспорта | ||||
тонн | 1990 | 3645 | 2376 | 1670 |
штук | 259774 | 467304 | 329496 | 233225 |
тыс. $ | 8321,2 | 14872,9 | 9409,4 | 4645,5 |
Доля рынка | ||||
по весу | 31,2 | 48,4 | 37,3 | 22,2 |
по количеству | 31,3 | 48,7 | 39,7 | 24,3 |
по стоимости | 30,6 | 50,3 | 34,6 | 15,7 |
Стоимость | ||||
$/т | 4182 | 4080 | 3960 | 2782 |
$/шт. | 32,0 | 31,8 | 28,6 | 19,9 |
ЧАО “Росава” планирует увеличить экспорт легковых шин в Россию в 2012 г. на 25,1%, или на 152573 шт. до 760456 штук. За 8 месяцев экспорт легковых шин в Россию в целом составил 585689 штук. Рост экспорта в Россию планируется также по легкогрузовым шинам и шинам для сельхозтехники.
В Бразилии принято решение об увеличении импортной пошлины на шины (легковые, грузовые, для мотоциклов, велосипедов) с 16% до 25%. Такое решение, возможно, связано с просьбой начать антидемпинговое расследование в отношении дешевого импорта, с которым к власти Бразилии обратились местные производители шин (5-6 компаний, не производящие шин высокого качества). Такая мера, по мнению ассоциации импортеров, является протекционизмом и показывает слабость местной промышленности. Внутренний рынок шин для легковых автомобилей в Бразилии в текущем году практически не возрос: рынок легковых шин первичной комплектации за 7 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. снизился на 6%, а продажа сменных шин выросла на 1%. Украина пытается предотвратить введение Бразилией защитных мер по шинам. По данным Министерства экономического развития и торговли, в Бразилию направлена для переговоров украинская делегация. Вопрос санкций будет решаться в октябре. А пока ЧАО “Росава” ищет другие рынки сбыта продукции. Так, подписан контракт на поставки шин медиум-класса в Италию. Планируется выход на рынок Китая (за 8 месяцев 2012 г. в Китай поставлено всего 12 шин для легковых автомобилей). В сентябре “Росава” получила сертификаты китайского центра качества, наличие которых дает возможность продавать шины для легковых авто на рынке Китая.
Внутренний украинский рынок шин в 2011 г., по данным компании ООО “Мишлен Украина” (на сегодня Michelin открыла в Украине 23 шинных центра Tyreplus; до конца года планируется открыть еще 2 центра в Харькове) составил 7,2 млн. ед. и увеличился по сравнению с 2010 г. на 9%.
По прогнозам, в 2012 г. украинский рынок зимних шин уменьшится на 8,3% и составит около 6,33 млн. ед.
Неоднозначная картина наблюдается в III квартале в производстве прочей резинотехнической продукции на предприятиях, входящих в сферу управления Государственного агентства по управлению государственными корпоративными правами и имуществом. По некоторым позициям здесь наблюдается значительный прирост, а по отдельным – спад. В целом производство РТИ характеризуется следующими данными:
Продукция | Январь-сентябрь, т | Темп роста к январю-сентябрю 2011 г., % | Июль-сентябрь, т | Темп роста к апрелю-июню 2012 г., % |
Резина регенерированная | 8,3 | 41,3 | 2,4 | 55,8 |
Полуфабрикаты резиновые | 3843 | 108,9 | 1328,6 | 95,9 |
Трубы, трубки, рукава | 544 | 95,5 | 194,8 | 85,7 |
Ленты конвейерные и приводные ремни | 1921 | 97,2 | 681 | 104,9 |
Уплотнители | 0 | – | 0 | – |
Ткань прорезиненная | 1,433 | 64,0 | 0,809 | 248,9 |
Покрытия для пола | 8 | 61,5 | 0 | – |
Изделия из вулканизированной резины прочие | 150,1 | 40,2 | 70,6 | 154,1 |
Изделия из литьевой резины прочего назначения | 778,4 | 97,8 | 311 | 115,9 |
Среди успешных компаний, действующих на украинском и внешних рынках РТИ, следует отметить ООО “Промимпекс”, которое в этом году отметила 15-летие. Центральный офис компании расположен в Киеве (св. 50 чел.); в целом по Украине открыты 10 филиалов, а в Хмельницком – современный роботизированный производственный комплекс гидроарматуры. Компания расширяет партнерскую сеть в СНГ и Европе, работает с такими предприятиями, как завод гидроарматуры, судоремонтный завод “Залив”, Запорожский авторемонтный завод, локомативное депо “Дарница” (Украина), а также с предприятиями России, Беларуси, Италии, Чехии, Германии. (Черкасский НИИТЭХИМ, ЦНТБ химического комплекса Украины/Химия Украины, СНГ, мира)