ООО “Газпромнефть – Смазочные материалы” планирует экспансию на рынок Северной Европы, сообщил глава компании Александр Трухан. По его словам, 2012 г. показал значительный интерес к премиальным маслам “Газпром нефти” на рынке Скандинавии, в частности, в Финляндии. Так, в 2012 г. из 30 тыс. т масел, произведенных на заводе “Газпром нефти” в итальянском Бари, 20 тыс. т было поставлено в Финляндию. Сейчас компания рассматривает возможность приобретения или строительства активов по производству масел в Скандинавии или Прибалтике. Однако первоначально компания планирует зайти на рынок балтийских стран через процессинг, чтобы понять оптимальную цену приобретения нового актива.
Среди приоритетов ООО “Газпромнефть – Смазочные материалы” – также рынки Ближнего Востока, куда компания заходит через турецких дистрибуторов. В частности, в 2012 г. компании удалось поставить первые объемы на рынок Курдистана, причем, по словам Трухана, востребованными на рынке Ближнего Востока являются как премиальные, так и базовые масла “Газпром нефти”.
При этом последний год был отчасти негативным для компании в силу введения режима 60/66, который привел к отрицательной марже для экспорта премиальных масел всех российских компаний-производителей. Гендиректор подчеркивает, что масла, которые сейчас у “Газпром нефти” относятся к категории инновационной и хайтековской продукции, в настоящее время по законодательству включены в категорию темных нефтепродуктов, что приводит к высокому необоснованному налогообложению продукции. Рынок показывает, что премия на западных и восточных направлениях не превышает $100-150/т, при этом действующая экспортная пошлина в $300/т не только “убивает” экономику поставок, но и не стимулирует выход российских инновационных продуктов на новые рынки. “Газпром нефть” в числе прочих российских производителей смазочных материалов ведет переговоры с правительством в лице Минфина и Минэнерго о предоставлении отдельного экспортного таможенного кода для смазочных материалов с высокой добавленной стоимостью. Это позволит вывести масла из категории темных нефтепродуктов, снизив экспортную пошлину и создав стимулы для экспансии на внешние рынки.
По словам главы компании, заградительные экспортные пошлины на смазочные материалы привели к тому, что в 2012 г. “Газпром нефть” была вынуждена уйти с перспективного китайского рынка, так как экономика поставок с учетом транспортной составляющей была убыточной. По мнению Трухана, сохранение экспортных пошлин может снизить конкурентоспособность национальных производителей и на рынке АТР.
Он напомнил, что актуализированная недавно стратегия компании не предполагает экстенсивного роста на внутреннем рынке, а закладывает в основу расширение инновационной линейки производимых смазочных материалов. Так, доля компании на российском рынке масел увеличится к 2025 г. лишь на 4 п. п. до 18%. Общий объем производства вырастет с 450 тыс. т до 630 тыс. т/год. Отличием новой стратегии является вектор на создание продуктов нового класса 2 и 3, которые сейчас в России не производятся, и расширение производственных мощностей.
Трухан считает, что на сегодняшний день у западных мейджоров нет ограничения в доступе на российский рынок масел. В то же время государство не создает преференций и иных видов поддержки для продвижения российских масляных брэндов на рынки дальнего зарубежья. В настоящее время российский рынок не готов потреблять весь произведенный продукт российских компаний, которых при этом теснят западные конкуренты. В 2012 г., по оценкам экспертов, емкость российского рынка составила 1,8 млн. т при суммарном объеме производства в 2,5 млн. т, кроме того, 400 тыс. т составляет импорт зарубежных аналогов.
Объем инвестиций предприятия оценивается в 20 млрд. руб. до 2025 г. За последние 5 лет компания вложила в российский рынок масел и новые приобретения 5,4 млрд. руб. Сейчас у компании 5 заводов – в Омске, Фрязине, Ярославле, итальянском Бари и в сербском Нови Саде. (ИТАР-ТАСС/Химия Украины, СНГ, мира)