“Роснефть” заключила очередное соглашение по освоению шельфа. Новым партнером “Роснефти” стала японская INPEX, которой была предложена треть (33,33%) в проекте разработки лицензионных участков Магадан-2 и Магадан-3. Эти участки располагаются на севере Охотского моря (глубина – 120-180 м), суммарные запасы нефти и газа на них составляют 1,577 млрд. т нефтяного эквивалента.
“Условия, которые “Роснефть” выставляет зарубежным партнерам, достаточно рискованны, – комментирует аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. – Иностранные компании берут на себя затраты на разведку, а это $1-3 млрд. В случае, если геологоразведочные работы не дадут ожидаемых результатов, “Роснефть” ничего не потеряет, а потеряют иностранцы”. Однако особого выбора, по словам Полищука, у зарубежных компаний нет – они стремятся работать в России, в особенности на шельфе, и готовы рисковать.
Что касается Японии, то эксперт ИФК “Солид” Гульназ Галиева отмечает: ключевым мотивом японцев является диверсификация (с последующим снижением цен) поставок нефти и газа в страну, ведь на данный момент до 80% потребляемой нефти поставляется туда с Ближнего Востока, где неминуемо снижение добычи. “Госбанк международного сотрудничества Японии выразил готовность кредитовать работу японских компаний на российском шельфе, – говорит Галиева. – Это означает, что сотрудничество с “Роснефтью” является интересами не круга нефтегазовых компаний, а интересами всей страны”. “Роснефть”, по словам эксперта, получает финансовую поддержку, в которой крайне нуждается после приобретения 100% ТНК-ВР. На сегодняшний день “Роснефть” уже договорилась о совместном освоении ряда шельфовых месторождений с американской ExxonMobil, итальянской Eni, норвежской Statoil и вьетнамской Petrovietnam.
Кроме того, в начале года “Роснефть” без конкурса получила лицензии еще на 12 участков, причем 7 из них госкомпания предложила Exxon. Также в апреле “Роснефть” подписала меморандум о сотрудничестве по проектам СПГ (сжиженный природный газ), совместной разведке и разработке нефтегазовых месторождений с японской Marubeni. В частности, речь шла о том, что Marubeni примет участие в проекте завода СПГ на Дальнем Востоке, который будет реализовывать “Роснефть”.
По словам Полищука, именно СПГ является основным интересом Японии. Дело в том, что 70-80% запасов шельфа – газ. “Поставлять его по трубе в Европу экономически нецелесообразно, следовательно, основным вариантом станет сжижение, – поясняет аналитик. – А Япония на сегодняшний день – крупнейший мировой рынок СПГ, цены там выше”.
Галиева предупреждает, что к моменту пуска завода “Роснефти” на Дальнем Востоке конкуренция на японском рынке СПГ будет весьма высока. Кроме того, Япония законтрактовала около 65% поставок сжиженного газа с сахалинского завода (СПГ производится в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) “Сахалин-2”, где 50%+1 акция принадлежат “Газпрому”, 27,5%-1 акция – британско-нидерландской Royal Dutch Shell, японский Mitsui и Mitsubishi – 12,5% и 10% соответственно. Мощность сахалинского завода составляет 10 млн. т, ее планируется нарастить до 15 млн. т. СПГ с Сахалина также поставляется в страны АТР).
“Однако мы склонны полагать, что дипломатические переговоры России и Японии смогут создать все условия для новых контрактов”, – говорит Галиева. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)