Представители фарминдустрии назвали основные составляющие успешного внедрения инноваций в России. Свою позицию по ключевым вопросам эксперты обозначили в ходе пресс-конференции, организованной Ассоциацией международных фармацевтических производителей (AIPM) в Санкт-Петербурге в рамках 19 Российского фармацевтического форума.
Переход российской фармацевтической промышленности на инновационную модель развития – основная цель государственной политики Российской Федерации по развитию национальной фармацевтической промышленности на период до 2020 г. Государство прилагает значительные усилия для этого, однако остаются причины, сдерживающие темпы внедрения передовых методик лечения.
Большинство представителей отрасли считает открытый диалог с государством и регуляторными органами одним из важнейших факторов развития инноваций. Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей, привел пример успешной коммуникации: “В первых версиях поправок к 61 закону была, на наш взгляд, весьма надуманная норма о необходимости фармацевтической экспертизы для получения разрешения на проведение клинических исследований. Ее принятие привело бы к тому, что российские пациенты получали новые препараты на 5-7 лет позже. К счастью, регулятор внял доводам экспертного сообщества”.
Тойган Гекер, глава развивающих рынков Hoffmann-La Roche, также выделил необходимость сильной научной базы, сотрудничество в самом широком его понимании. По его мнению, ни одна компания не может позволить себе крупномасштабных вложений в проекты в какой-либо стране без подобного сотрудничества. О результатах такого партнерства рассказал Милош Петрович, генеральный директор компании Roche в России: “Мы уже реализуем совместные проекты по разработке и производству инновационных препаратов – у нас большие планы в России. Здесь есть отличные возможности, которые в будущем помогут создать препараты глобального масштаба”.
Немаловажными условиями развития и внедрения инноваций также являются их востребованность и гарантии возмещения, подчеркнула глава представительства компании “Янссен Фармацевтика” Наира Адамян. В настоящее время регистрация необходимого инновационного препарата в России не делает его доступным для большинства пациентов. “В Германии регистрация препарата занимает 8-12 месяцев, после чего он сразу попадает в перечень препаратов, возмещаемых в рамках медицинского страхования. В России этот путь значительно дольше. На проведение клинических исследований, процедуру включения нового лекарственного средства в стандарты лечения, а затем в перечень ЖНВЛП необходимо не менее 5 лет”, – пояснила Наира Адамян. При этом процедура и сроки регистрации новых препаратов также должны способствовать повышению их доступности. Пока же ускоренная и упрощенная процедура ожидает лишь орфанные лекарственные средства. В отношении остальных препаратов, по мнению 85% респондентов “Исследования фармацевтической отрасти в России”, проведенного Ernst & Young в 2012 г., процедура государственной регистрации лекарственных средств остается одним из наиболее проблемных аспектов действующего Закона “Об обращении лекарственных средств”.
Глава представительства международной группы фармкомпаний Ipsen в России Марина Велданова пояснила: “Нас беспокоит отсутствие правил и процедур, согласно которым инновационные препараты могут стать доступными российским пациентам в адекватные сроки. Задача разработать эти правила уже стоит. Но за время их подготовки пациенты не могут получить необходимого им лечения. И это время для них не всегда возвращается”.
Таким образом, открытый диалог с государством, сотрудничество российских и международных игроков рынка, оптимальная процедура регистрации и обеспечения доступности препаратов, а также решение проблем ценообразования, которые также упомянули участники пресс-конференции, являются основополагающими факторами для внедрения инноваций в России. (INFOLine/Advis/Химия Украины, СНГ, мира)