Национальный рынок сухих строительных смесей (ССС) восстанавливается после кризиса, хотя сам термин “кризис” в белорусской реальности имеет собственное прочтение, которое существенно отличается от европейского или российского. Реальный сектор реагирует на финансовые колебания с некоторым опозданием – сказывается влияние государственных преференциальных подушек, активной политики противодействия импорту и ряда других факторов. Также вызывает сомнения не совсем адекватный метод оперативного статистического учета, когда показатели отрасли рассчитываются в действующих ценах, а валютные флуктуации игнорируются. Тем не менее, многолетняя картина вырисовывается достаточно объективная. Основными движущими силами развития рынка ССС являются увеличение объемов строительства и уменьшение использования растворов самостоятельного изготовления в связи с быстрой сменой технологических укладов в массовом строительстве. Программы импортозамещения планомерно выдавливают зарубежные смеси из промышленного обихода, но этот процесс сопровождается ростом конкурентоспособности местных ССС. Многие мировые брэнды в данной ситуации сочли за благо получить белорусскую прописку. Нельзя не упомянуть целенаправленные действия по совершенствованию технического законодательства, направленного на повышение безопасности зданий и сооружений, введение национального технического регламента ТР 2009/013/BY. Серьезно подогревает рынок внедрение энергосберегающих строительных технологий.
По факту можно констатировать, что потребление ССС в республике после обвала в 2009 г. на 17% росло со средним темпом 10%. Пик потребления был зафиксирован в 2011 г. на уровне 646 тыс. т, но в текущем строительном сезоне прогнозируется выход на отметку 685 тыс. т. В долларовом выражении объем рынка на протяжении двух прошедших лет стабилизировался на уровне $116 млн. с прогнозом роста $124 млн. в 2013 г. Ограничительные меры в отношении внешнего ввоза ССС предусматривают импорт только при отсутствии белорусских аналогов: ввозятся в основном гипсовые ССС, для производства которых в Беларуси нет сырья. В 2011 г. доля импорта в массиве сократилась до 9%, хотя в долларовом эквиваленте занимала порядка 25% с постоянной тенденцией к снижению.
Объемы внешней торговли ССС не очень велики, поэтому увеличение рынка обеспечивается активным посткризисным ростом местного производства. В Беларуси насчитывается 35 производителей ССС, но около 2/3 рынка приходится на долю 5 компаний. Техническое состояние большинства производителей, за исключением лидеров, оставляет желать лучшего. Кризисные явления в экономике и временное замедление роста объемов строительства привели к дальнейшей консолидации рынка ССС за счет вытеснения лидерами более слабых игроков, а также “гаражных производств”. Данная тенденция продолжилась и в 2012 г. В конце 2011 г. гродненская компания “Тайфун” (входит в состав польской группы Atlas) ввела в эксплуатацию новый завод по производству ССС мощностью 350 тыс. т/год (более половины всей потребности Республики Беларусь в ССС). Таким образом, “Тайфун” значительно укрепится в качестве лидера на белорусском рынке ССС.
Несмотря на рост рынка, белорусские производители сталкиваются с рядом проблем
Перебои с поставками сырья. Хотя в Беларуси 3 цементных завода и относительно небольшие внутренние потребности, производители ССС периодически испытывают дефицит цемента. Это обстоятельство неоднократно и достаточно серьезно лихорадило рынок, но с завершением модернизации цементной отрасли проблема должна окончательно уйти в прошлое. Также неопределенность с обменным курсом в 2011 г. спровоцировала перебои с поставками иностранного сырья (гипса).
Подделка продукции. Многие производители вынуждены тратить значительные средства на борьбу с контрафактной продукцией, которая выпускается от их имени. В случае подделки компании получают двойной ущерб: сокращение продаж, а также удар по имиджу в связи с тем, что поддельная продукция чаще всего значительно уступает по качеству оригиналу.
“Непрозрачные” тендеры. Государственные тендеры часто выигрывают предприятия второго эшелона, к которым в том числе принадлежат цеха, созданные под крышей крупных гособъединений. Часто тендерные комиссии с целью удешевления строительных работ отсекают высокотехнологичные продукты, к которым относятся ССС.
Недостатки правовой базы. Белорусские производители до сих пользуются нормативной базой, разработанной в начале 2000-х годов, что создает проблемы для организации экспортных поставок.
Экспортные ниши
Белорусские сухие строительные смеси могут быть востребованы преимущественно на российском рынке, что обусловлено в первую очередь географической близостью соседнего государства, а также высоким спросом данных продуктов на местных стройках. Вопрос лишь в поиске сбытовых ниш, которые постоянно сокращаются. Ожидается, что в ближайшие годы российский рынок вернется к докризисным темпам роста, которые составляли 15-20% в год. Увеличение рынка будет связано как с ростом объемов строительства, так и с более активным использованием ССС на объектах. Одна из тенденций рынка – рост доли ССС, потребляемых частными лицами в малоэтажном и коттеджном строительстве. При этом в стоимостном выражении рынок растет не так активно по причине вытеснения российской продукцией более дорогой импортной.
В России около 230 производителей ССС, но около 70% всего производства обеспечивается 20 крупнейшими компаниями. При повышении требований потребителей к качеству мелкие производители будут уходить из-за низкого качества своих изделий. Доля импорта на рынке имеет тенденцию к снижению, так как все большее количество ведущих мировых производителей (среди них MC Bauchemie Russia, Knauf, Атлас, Сен-Гобен) открывает новые мощности в России. Фактический ввоз ССС зафиксирован в 2011 г. на уровне 6% в тоннаже в совокупном потреблении и 19% в долларовом эквиваленте. Стоит ли в этой ситуации делать ставку на экспорт продуктов эконом-класса? (БСГ.Строительная газета/Химия Украины, СНГ, мира)