Биоразложение – процесс сложный, здесь важен как состав биоразлагаемого материала, так и условия для утилизации. Один из вариантов обеспечить деградацию полимерных пакетов – применить оксобиоразлагающие добавки. Производителей таких добавок около десятка. Однако, как утверждает один из них, далеко не у всех игроков добавки действительно обеспечивают биоразложение.
Об этом говорилось на конференции “Оксобиоразложение – миф или научная технология?”, которая прошла в Москве в рамках выставки RosUpack. Организаторами конференции стали российские компании “Интернешнл Пластик Гайд”, “ЭкоСэйф” и канадская EPI. Основным докладчиком выступила Аделин Онг, технический директор компании EPI. Это был первый приезд в Россию представителей компании EPI, ставшей пионером в области оксобиоразложения и первой испытавшей и выпустившей на рынок оксобиоразлагающие добавки.
Онг затронула многие вопросы: тенденции мирового рынка биоразлагаемых полимеров, особенности различных технологий разложения, отсутствие экотоксичности у продуктов оксобиоразложения. Также Аделин Онг подробно рассказала об исследованиях процесса разложения упаковки на свалках, которые привели ученые компании. Они испытывали изделия с добавками EPI TDPA на нескольких континентах, в разных климатических зонах. В глубине мусорного полигона кислород сохраняется в течение 3 лет. Поэтому нужна высокая скорость разложения полимера, чтобы уложиться в этот отрезок времени и не остаться в пространстве, лишенном кислорода. Исследования показали, что упаковка с добавками EPI разлагается на кусочки в течение 10 месяцев с момента захоронения отходов на свалке. Для разложения с помощью микроорганизмов или биодеградации кислород не обязателен. Поэтому такой окисленный пластик в дальнейшем успешно разложится до конца. Ученые EPI в лабораторных условиях воспроизвели процесс разложения внутри свалки и исследовали пакеты с добавками других производителей.
По заданным условиям, если изделие не разложится на кусочки в лабораторных условиях в течение 20 дней, значит, оно не успеет разложиться в глубине свалки до момента окончания кислорода и не будет пригодно для стадии биоразложения. Основываясь на этих исследованиях, в компании EPI утверждают, что только их добавка может гарантировать разложение внутри свалки, в других случаях полимерные изделия смогут разложиться только на поверхности мусорного полигона.
Для России биоразлагаемые материалы – продукт новый, обсуждаются активно, однако информации пока недостаточно, так что сведения от разных производителей должны помочь сформировать переработчику и потребителю представление о новых возможностях и некоторых нюансах этого сегмента полимеров. (Plastinfo/Химия Украины, СНГ, мира)