После 3 лет непрерывного роста российский рынок шин вступил в фазу замедления роста. Производственные показатели рынка демонстрируют увеличение на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Импорт шинной продукции впервые продемонстрировал отрицательный результат – объемы импортируемых шин сократились на 11%. Существенный рост доли Китая и Южной Кореи в структуре импорта – 33% против 25% за аналогичный период 2012 г. Согласно прогнозам, по итогам 2013 г. российский шинный рынок может сократиться до 3% и составить 59,6 млн. шт. шин. Важным аргументом в пользу выбора того или иного шинного брэнда становится не только цена и его узнаваемость, но и сервисное обслуживание.
Замедление экономического развития России в I полугодии 2013 г., напрямую зависимого от роста ВВП (составил 1,4% в годовом выражении), стагнации промышленного производства, снижения инвестиционной активности, спада в области чистого экспорта, отразилось на динамике шинного рынка. По итогам I полугодия российский шинный рынок оценивается в 31,4 млн. шт., что на 2% ниже уровня аналогичного периода 2012 г.
Существенные коррективы в динамику рынка внесли сформированные складские остатки в условиях снижения покупательского спроса, отмечаемые как ведущими мировыми производителями, так и основными российскими дистрибуторами. Объемы складских остатков на I полугодие 2013 г. оцениваются экспертами в 10% рынка. При этом, несмотря на отрицательную динамику по итогам полугодия, в долгосрочной перспективе шинный рынок России остается одним из самых привлекательных, о чем свидетельствует интерес к нему ведущих мировых производителей и активное развитие их производственных мощностей на территории страны.
Производство. Производственные показатели российского шинного рынка по итогам полугодия демонстрируют увеличение на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
Увеличение производства произошло за счет иностранных производителей Pirelli (+9%), Nokian (+8%), Michelin (+4%). Российские шинные производители – Алтайский шинный комбинат и шинная группа “Татнефть” – увеличили выпуск шин на 4% и 1%, соответственно. “Кордиант” снизил выпуск шин на 12%, что связано со стратегией холдинга по развитию брэндированной продукции и выводом из продуктового портфеля морально устаревшей продукции нижнего ценового сегмента (модели Я-400, Я-512, Я-380, Я-458, Я-650, Я-660, Я-471, Я-569, Я-457, Я-435). В дальнейшем компания намерена укреплять позиции в среднем ценовом сегменте не только наращивая объемы производства продукции, но и за счет развития продуктовых линеек брэндов Cordiant и Tyrex.
Импорт шин. Впервые за продолжительное время импорт по итогам I полугодия 2013 г. продемонстрировал отрицательный результат – объемы ввезенной продукции сократились на 11%. Сокращение произошло за счет снижения ввоза легковых шин (-9%), что связано, в первую очередь, с увеличением мощностей локализованных производств ведущих мировых брэндов: финская Nokian пустила новую линию (компания анонсирует пуск еще одной линии до конца 2013 г.), а японская Yokohama постепенно выходит на полную загрузку мощностей по легковым шинам.
По-прежнему растет импорт из Китая (+37%), Южной Кореи (+18%), Сербии (+35%), Словакии (в 3 раза). При этом доля Китая и Южной Кореи в структуре импорта существенно выросла – 33% по итогам I полугодия против 25% за аналогичный период 2012 г. Ежеквартально наращивают объемы импорта компании Kumho, Maxxis, Triangle, Hangzhou Zhongce Rubber. Отмечается рост импорта за счет брэндов второго эшелона Michelin и Continental. Стоит выделить компанию Dunlop, которая на протяжении последних 4 лет постоянно наращивала объемы ввозимой продукции. По итогам I полугодия компания существенно сократила импорт – на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
На конец I полугодия 2013 г. доля импортной продукции на российском шинном рынке составляет более 45%. Вступление России в ВТО и, как следствие, постепенное снижение таможенных пошлин к 2017 г. заметно отразится на рынке шин. Существует вероятность роста импорта шин из стран Юго-Восточной Азии. Учитывая, что снижение пошлин приведет к удешевлению продукции на территории России, а торговые марки из стран Азии являются на сегодняшний день прямыми конкурентами российских брэндов, конкуренция на рынке значительно усилится. При этом после пуска производства на калужской площадке Continental, выхода на максимальную загрузку мощностей Nokian и Yokohama, а также строительства завода Bridgestone объемы импорта в Россию ведущих мировых игроков существенно сократятся.
Развитие конкуренции. Уже сейчас наблюдается острая конкуренция в первой десятке игроков российского рынка – по итогам полугодия укрепили свои позиции Michelin (+1%) и Kumho (+1%), а Dunlop в результате существенного сокращения импорта позиции потеряла (-3 п. п.). В результате увеличения производства нарастили долю на рынке Nokian (+2%), Pirelli (+2%) и Yokohama (+1%). У российских производителей “Кордиант” и шинной группы “Татнефть” доли снизились на 2% и 1%, соответственно. Лидером шинного рынка по итогам 6 месяцев 2013 г. является шинная группа “Татнефть” с долей 18%. На 2 место поднялась финская Nokian (12%), вытеснив на 3 строчку “Кордиант” (11%). Южно-корейская Kumho активно завоевывает российский рынок, потеснив в рейтинге Bridgestone и Continental.
В разрезе групп произошли небольшие структурные изменения: сократилась доля легковых шин (-1%) и увеличилась доля легкогрузовых (+1%) и OTR шин (+1%).
Сокращение доли легковых шин объясняется затоваренностью складов, что приводит к корректировке не только объемов ввоза-вывоза продукции, но и влияет на качественную структуру рынка.
Несмотря на высокий уровень остатков по всему миру, по итогам I полугодия 2013 г. мировые шинные компании объявили об увеличении выручки. Как отмечают производители, на мировых рынках наметились признаки стабилизации объемов продаж в наиболее проблемных регионах мира (Европа, Северная Америка). Положительная динамика основных финансовых показателей мировых шинных компаний во многом связана с продолжающейся тенденцией к снижению цен на натуральный и синтетический каучук. Прогнозируется, что по итогам 2013 г. спрос на натуральный и синтетический каучук останется на уровне 2012 г. (рост на 0,8%). В следующие 5 лет аналитиками ожидается рост общемирового спроса на каучук до 5% (с пиком в 2014 г.). В целом, согласно ожиданиям аналитиков и компаний-производителей, на мировом шинном рынке с 2014 г. ожидаются стабилизация и постепенный рост показателей.
По оценкам аналитиков “Кордианта”, шинный рынок России по итогам 2013 г. может сократиться до 3% и составить 59,6 млн. шт. До 2020 г. рынок будет расти в среднем на 2% в год. Драйверами роста станут увеличение и качественное изменение парка транспортных средств, рост покупательской способности населения, реализация крупных проектов и правительственных программ на территории страны, активное развитие предпринимательства.
Рынок легковых автомобилей России. На российском рынке легковых автомобилей также отмечается замедление роста. По оценкам экспертов, в 2013 г. рынок может сократиться на 5%. Однако ситуация может улучшиться во второй половине 2013 г. в связи с пуском 1 июля программы государственной поддержки льготного автокредитования, которая призвана увеличить и стабилизировать объемы производства и продаж автомобилей в России.
Перспективы развития. Сокращение спроса и усиление конкуренции на рынке вынуждают основных игроков шинного рынка пересматривать стратегии и теснее работать с каналами дистрибуции. На фоне избыточного предложения и идентичной ценовой политики производителей важным аргументом в пользу выбора того или иного брэнда становится не только цена и его узнаваемость, но и сервисное обслуживание. (ОАО “Кордиант”/Химия Украины, СНГ, мира)