Конденсат является главным врагом корпусов электричек. Влага, появляющаяся на их стенках при перепадах температур внутри и снаружи салона, способствует развитию коррозии металла. Поэтому корпуса подвижного состава покрывают резинобитумной мастикой или утепляют минеральной ватой. Однако при таких способах изоляции существенно (почти на 2 т) увеличивается масса вагона. По заданию Торжковского вагоностроительного завода решить проблему взялись специалисты научного центра “ТехноМодуль (Санкт-Петербург). В ЦНИИ “Трансэлектроприбор” они испытали различные варианты теплоизоляции электропоездов, выбрав наилучший из них.
Для экспериментов был изготовлен имитационный макет, по теплотехническим данным соответствующий вагону электропоезда ЭТ2М. Его ученые помещали в климатическую камеру с температурой -50 градусов. А нагреватель, управляемый электронным блоком, обеспечивал температуру воздуха внутри макета +19 градусов. Испытания проходили в несколько этапов, каждый из которых длился около 3 часов. Как сообщил технический директор центра Юрий Башуев, лучшие показатели оказались у сверхтонкого теплоизоляционного покрытия “Корунд” производства волгоградского НПО “Фуллерен”. При его применении на обшивке корпуса полностью отсутствовал конденсат, тогда как на макете, утепленном минеральной ватой, он был в большом количестве. Кроме того, при использовании “Корунда” воздух внутри салона охлаждался в 3 раза медленнее, что также свидетельствует о его лучшей эффективности при теплоизоляции.
Но при его использовании важно точно рассчитать толщину изоляции, чтобы правильно “расположить” точку росы внутри тонкого слоя покрытия. Испытания также показали, что применение новшества позволит экономить до 30% электроэнергии, расходуемой на обогрев вагонов в зимний период. Материал облегает сплошным бесшовным покрытием поверхности любых геометрических форм, влагонепроницаем и имеет хорошие антикоррозионные свойства. Он не подвержен воздействию солей, щелочей, кислот, нефтепродуктов, а долговечность такого покрытия соизмерима со сроком службы электропоездов. Важно, что “Корунд” не горит, а при высокой температуре разлагается с выделением азота и углекислого газа, тем самым уменьшая распространение огня и дыма. (Гудок/Химия Украины, СНГ, мира)