В декабре цены на горюче-смазочные материалы в Таджикистане могут снизиться, если власти не поднимут ставки акцизов. В чем причина дороговизны бензина в стране?
Таджикистан ждет падение цен на бензин. 14 ноября Россия в ответ на ратификацию соглашения по военной базе отменила экспортные пошлины на нефтепродукты для Душанбе. Однако топливо в стране может не подешеветь. Таджикские власти поговаривают о желании поднять в 2 раза внутренние акцизы на ввоз в страну горюче-смазочных материалов. Независимые аналитики эти планы называют не вполне обоснованными.
Первая партия цистерн с беспошлинным российским топливом прибудет в Таджикистан в начале декабря. Российские ГСМ будут обходиться на $300-400/т дешевле (сейчас – около $1,2 тыс./т), что должно повлиять и на розничные цены. По прогнозам экспертов, бензин и дизельное топливо на местных АЗС должны подешеветь в ближайшие недели. “Если нефтепродукты начнут поставлять без взимания экспортной пошлины, цена может снизиться до 20%”, – полагает глава общественной организации “Центр свободного рынка Таджикистана” Константин Бондаренко. Пока же литр самого ходового у автолюбителей бензина марки АИ-92 стоит на автозаправках 6,4 сомони (около EUR1 в пересчете). За 95-й и 98-й просят еще больше. По данным исследования доступности цен на топливо, проведенного в 2013 г. казахстанским центром “Рейтинг.kz” совместно с “Казпотребнадзором”, топливо в Таджикистане является самым дорогим в Центральной Азии. На свою среднемесячную зарплату таджикистанец может приобрести 168 л бензина.
На нынешние цены в Таджикистане обращает внимание и информационное агентство Российского топливного союза, которое отмечает, что осенью стоимость литра бензина АИ-95 в Душанбе была на 40 американских центов выше, чем в Астане и на 70 – чем в Ташкенте. Таджикские власти такую ситуацию объясняют отсутствием в стране месторождений нефти. “Почти 99% нефтепродуктов мы завозим из других государств”, – объясняет ведущий эксперт Министерства энергетики и промышленности Таджикистана Ерахмад Бегахмадов. Но самая большая разница в цене – на авиатопливо. К тому же оно в ноябре оказалось в большом дефиците. Авиакеросин в Душанбе сейчас стоит $1,9 тыс./т, что в 2 раза выше, чем в Москве. В итоге самолеты, вылетающие из Таджикистана, вынуждены делать дополнительную посадку в Туркменистане и Казахстане для дозаправки.
Годовую потребность Таджикистана в ГСМ эксперты оценивают примерно в 1 млн. т. Сюда входят 9 видов топлива, включая нефтяной кокс для алюминиевой компании “Талко”. В 2012 г. 60% горюче-смазочных материалов республика завезла из России, а около 13% – из Туркменистана. За 9 месяцев 2013 г. доля российских поставок упала до 37,6%. Более чем наполовину уменьшился импорт и из Туркменистана. На этом фоне выросли закупки ГСМ в Кыргызстана, хотя эта страна не является крупным производителем нефтепродуктов. По данным таджикского Минэнергопрома, доля топлива из Кыргызстана на местном рынке достигла почти 43%. Немалую часть в этом объеме составляют контрабандно ввезенные российские нефтепродукты, которые Бишкек беспошлинно получает из России. Таможенники периодически рапортуют об изъятии топлива на границе Таджикистана и Кыргызстана, но признают, что полностью перекрыть этот канал нереально.
Независимые аналитики в Душанбе полагают, что теперь, когда Москва сняла экспортные пошлины на нефтепродукты для Душанбе, поставки топлива из Кыргызстана могут снизиться. “Смысл в контрабанде отпадет, компании, которые легально работают на таджикском рынке, скорее всего, будут вновь работать с российскими поставщиками”, – прогнозирует эксперт центра социально-экономических исследований “Стратегия”, экономист Фируз Саидов.
Наблюдатели говорят, что отменой экспортной пошлины таджикские власти могут воспользоваться по-разному. В начале года в Минфине заявили о желании поднять внутренние акцизы на ввоз в республику ГСМ с действующих EUR40 до EUR90, не пояснив причину этого шага. “Возможно, это связано с намерением пополнить бюджет”, – предполагает экономист Константин Бондаренко. По его словам, такие действия – далеко не очевидное благо для экономики. Ведь не факт, что, попав в таджикский госбюджет, данные средства будут израсходованы на меры инвестиционного характера. “Эти средства могут быть потрачены на празднества или строительство помпезных сооружений, как это нередко происходит в стране”, – отмечает Бондаренко. Исходя из этого, эксперт считает эффективность введения акцизов крайне сомнительной. Снижение же цен на нефтепродукты, по его мнению, может благоприятно отразиться на экономической активности населения: “В данном случае экономическое благо для страны следует понимать как благо для потребителей”. Бондаренко добавляет, что отказ от повышения акцизов власти могут использовать еще и как позитивный политический сигнал – снижение цен на топливо будет воспринято населением как определенная победа таджикской дипломатии и действенная мера для стабильного развития экономики. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)