Россия и Казахстан, практически договорившиеся по своповым поставкам нефти на 2014 г., до сих пор не решили вопрос с поставками нефтепродуктов. Сторонам не удалось найти схему сохранения беспошлинных поставок в рамках Таможенного союза, при которой российский бюджет мог бы избежать потери $700 млн. Вопрос должен быть решен к визиту в Москву президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
В ближайшее время может измениться межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном по поставкам нефти и нефтепродуктов, сообщил источник, знакомый с ситуацией. Поправки урегулируют вопрос поставки в Казахстан российских нефтепродуктов, которая в рамках Таможенного союза должна быть беспошлинной.
В 2013 г. должна была действовать схема, согласно которой Казахстан в обмен на нефтепродукты поставляет в Россию нефть. Та затем идет на экспорт, а полученная экспортная пошлина покрывает потери российского бюджета от беспошлинных поставок нефтепродуктов. Но схема не заработала, поскольку не была достигнута договоренность о цене нефти, а Астана наотрез отказалась продлевать действие схемы на 2014 г. Теперь правительство России предлагает максимально регулировать поставку нефтепродуктов, чтобы ограничить потери российского бюджета. Так, вся поставляемая в Казахстан нефть и нефтепродукты будут проходить таможенное декларирование на границе двух стран. Причем поставка в Казахстан темных нефтепродуктов будет полностью запрещена, чтобы исключить их дальнейшую переработку, разрешены будут только светлые нефтепродукты (в том числе бензины). Но Казахстан должен запретить их экспорт за пределы Таможенного союза, а также установить ставки экспортных пошлин до российского уровня (пересматривается ежемесячно на основании мировых нефтяных цен). Объем поставок в 2014 г. пока неясен, поскольку баланс поставок за рубеж не сформирован: в 2013 г., по словам участников рынка, поставки светлых нефтепродуктов в Казахстан превысят 1,5 млн. т.
Окончательное решение по проекту протокола не принято: есть разногласия между Минэнерго и Минфином. “По расчетам Минфина, из-за отмены обратных поставок нефти в Россию недополученные доходы бюджета составят в 2014 г. $600-700 млн.”, – уточняет источник. При этом Астана должна Москве около $1 млрд. за поставки нефтепродуктов в 2013 г., поскольку ответные поставки нефти не проводились. По словам источника, близкого к одному из правительств, стороны до сих пор не могут договориться о цене нефти. Эти вопросы будут обсуждаться во время визита в Москву президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Но самый главный вопрос, связанный с поставками нефти в Казахстан и грозивший российскому бюджету потерей $2,5 млрд., удалось решить. “Роснефть” поставит на Павлодарский НПЗ около 5 млн. т/год (по словам источников, эти объемы пока не включены в график поставок на I квартал 2014 г.), а Казахстан будет направлять по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу около 1,7 млн. т нефти в квартал. “Роснефть” уплатит со своих объемов экспортную пошлину в российский бюджет.
Попытка распространить принципы Таможенного союза на ТЭК дорого обходится российскому бюджету и в случае с Беларусью. В 2013 г. Россия поставила в Беларусь 21,5 млн. т нефти беспошлинно, на 2014 г. объем еще не определен, однако он будет не менее 20 млн. т.
По расчетам директора энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Григория Выгона, для России ежегодная “плата за дружбу” в рамках Таможенного союза с Казахстаном обходилась примерно в $3,5 млрд., с Беларусью – в $7 млрд. Эксперт уточняет, что столько бы получал российский бюджет, если бы нефть и нефтепродукты поставлялись, например, на Запад. “Но, как мы видим, это не предел, – замечает Выгон, – и за дружбу с Украиной Россия может заплатить еще больше при ее вхождении в Единое экономическое пространство”. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)