Закон “Об альтернативных топливах” предписывает с 2014 г. добавлять в бензины не менее 5% биоэтанола, а с 2016 г. – не менее 7%. Соответствующая норма была внесена в закон в середине 2012 г. Источники говорят, что данный проект был задуман и реализован тремя действующими лицами – тогдашним министром энергетики и угольной промышленности Юрием Бойко, министром агрополитики и продовольствия Николаем Присяжнюком и негласным куратором госконцерна “Укрспирт” из числа депутатов Партии регионов. Цель понятна – создание индустрии по производству биоэтанола.Бизнес шаткий, сам по себе развился разве что в Латинской Америке из-за дешевизны сырья, и, чтобы минимизировать риск прогореть, приняли закон об обязательном добавлении биоэтанола в бензин. Описанный характер продвижения “инновационного” проекта является весьма “европейским”. Обязательное добавление биокомпонентов в моторные топлива в Европе практикуется более 10 лет и, как утверждают европейские эксперты, это стало результатом работы немецких производителей оборудования для спиртовой промышленности, взявших на вооружение риторику о необходимости снизить зависимость от импорта нефти и улучшить экологическую ситуацию. Правда, сегодня на Старом континенте происходит переосмысление биопрограмм. Ведь вместо зависимости от импортной нефти появилась зависимости от импортных биокомпонентов, под давлением спроса со стороны топливной промышленности в последние годы начали дорожать продукты питания, не дешевеют от использования биокомпонентов и нефтепродукты. Кроме того, автомобилисты опасаются проблем с качеством. Экологический эффект отнюдь не очевиден.
Что же получилось в Украине? К намеченной дате оказался не готов никто из лоббистов “биоэтанольного” закона. Минагрополитики, а с ним и “Укрспирт” рассчитывали на 300 млн. бюджетных гривен для модернизации своих полуразрушенных спиртзаводов с устаревшими технологиями. Но денег Министерство финансов не дало. Говорят, в том числе и в силу понимания их дальнейшей судьбы.
Согласно официальным данным, в 2014 г. “Укрспирт” будет располагать мощностями по выпуску 133 тыс. т биоэтанола в год. Это при том, что с учетом всех потребностей рынку нефтепродуктов Украины необходимо не менее 300 тыс. т. Однако в данном случае вопрос не в мощностях, а в сырье, которого нет. Из имеющейся в стране свободной мелассы (основного сырья наших спиртзаводов) в 2013 г. было произведено около 70 тыс. т биоэтанола. Спиртовики утверждают, что главная проблема – отсутствие спроса на их продукцию, а с сырьем проблем нет, его можно импортировать из России. Но все опять ведет к импорту, от которого хотели избавиться? Есть сомнения и по поводу отсутствия спроса. На рынок время от времени просачивается импорт, а цена биоэтанола в 2013 г. фактически сравнялась со стоимостью бензина. Смысл его добавления остался лишь у производителей так называемых альтернативных топлив, которых государство снабдило весомыми льготами по акцизу, налогу на прибыль и т. д.
Не получилось пока и у Ю. Бойко. 3 января 2014 г. вице-премьер на территории не постороннего ему концерна “Заря” в Рубежном (Луганская обл.) принял участие в торжественном открытии строительства биоэтанольного производства компании “Заря-Био”. Согласно официальному сообщению, строительство завода мощностью 30 тыс. т биоэтанола в год (достаточно много по меркам данной отрасли) планируют закончить в первом полугодии 2015 г. Размер инвестиций, вероятно, превысит EUR30 млн.
План не сработал, но закон остался. Проблема в том, что выписан он был то ли неграмотно, то ли с дальним прицелом, но в любом случае выполнить его оказалось нереально. Прежде всего потому, что действующие госстандарты во многом гармонизированы с европейскими и не предусматривают содержание биоэтанола более 5% (закон предписывает добавлять не менее 5%). Таким образом, продавать такой бензин нельзя. Но основной блок вопросов связан с налоговым законодательством. Как подсчитали в Объединении операторов рынка нефтепродуктов Украины, выполнение “спиртзакона” в рамках существующего налогового законодательства приведет к росту цены бензина более чем на 5 грн//л. По пути решения двух описанных проблем движется процесс сегодня. По указанию вице-премьера Ю. Бойко разработан законопроект, в котором доля биоэтанола снижается до обязательных 3-5%. Это открывает путь импортным бензинам, в частности европейским, где до 5% добавок на основе спирта вовлекается давно. А вот белорусам, крупнейшим поставщикам бензина в Украину, придется адаптировать свой продукт.
Производителей в Украине больше волнуют вопросы налогообложения. На совещании в Минэнергоугольпроме 26 декабря 2013 г. Министерство доходов и сборов презентовало свои изыскания, предложив алгоритм аккредитации производителей смесевых бензинов и налогообложения “биочасти”. Но как бы ни решились первоочередные вопросы, все равно остается главный: ради чего вся эта кутерьма? Нефтепереработчики говорят, что работать со спиртсодержащими топливами нужно очень осторожно, любой сбой в технологии хранения и транспортировке – и в бак автомобиля идет некондиционный продукт.
Биоэтанольная программа также будет давить на цену, о чем говорят и дотации, которые поначалу получали производители нефтепродуктов в Европе. Сегодня европейская политика в сфере альтернативных энергоносителей сводится к прагматичному тезису: если проект не может работать в рынке, никто его поддерживать дотациями и прочим не будет. Дотаций биоэтанол и биодизель уже лишились, Европа в поиске новой надежды. В США толчок биоэтанолу дал, среди прочего, запрет на использование в бензине МТБЭ – самого распространенного, но считающегося вредным октаноповышающего компонента. Переработчикам все равно нужны оксигенаты, биоэтанол может стать хорошей альтернативой. Только в Европе он стоит $800/т, а у нас – $1500. Стоит ли удивляться, что компонент не очень популярен? “Раздать всем сестрам по серьгам” решили попробовать нардепы во главе с Игорем Еремеевым, чутким к проблемам нечужой ему нефтяной отрасли. В Конституционный суд Украины за подписью 48 нардепов отправилось представление с просьбой разъяснить положения Закона “Об альтернативной энергетике” в части обязательного добавления биоэтанола. Суть документа сводится к тому, что раз “обязан” вводиться законом об альтернативной энергетике, то и должен распространяться только на данные энергоносители. Тогда как норма об обязательном добавлении биоэтанола по сути вычеркивает из жизни традиционные бензины, тем самым лишая потребителей права выбора (спиртсодержащие бензины, особенно с биоэтанолом свыше 5%, действительно могут использоваться не всеми двигателями и не во всех условиях). Фактически это работает и сегодня, когда на бензоколонке автовладелец выбирает между “обычным” А-95 и “альтернативным” топливом с содержанием тех же спиртов более 30%, которое стоит на 1 грн./л дешевле. Уже проводятся эксперименты с топливом Е-85, не исключено, что вскоре и оно появится в ассортименте украинских АЗС. В Европе топливо Е-10 (более 5% биокомпонентов) предлагается отдельной позицией, тогда как попытки сделать его обязательным натолкнулись на протесты автомобилистов. В отечественной же ситуации навязывание биоэтанола рынку и потребителю выглядит вызывающе, учитывая историю возникновения этого мероприятия и его бенефициаров. (Зеркало недели/Химия Украины, СНГ, мира)