Суммарный объем производства и импорта дизтоплива в Украину с 1 по 26 марта снизился на 33,5% по сравнении с аналогичным периодом 2013 г., составив 282 тыс. т, сообщили в “Консалтинговой группе А-95”. Поставки и производство бензина за указанный период сократились до 179,7 тыс. т, снизившись на 7,1%. За период 1 января – 26 марта было поставлено в Украину и произведено в Украине 953,7 тыс. т дизтоплива, что на 18,4% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Поступление бензинов составило 608,6 тыс. т (-21,5% к 2013 г.).
“Снижение накопительного баланса в 2014 г. составило около 200 тыс. т, или более половины запасов, которые обычно держит рынок. Есть основания ожидать снижения потребления в марте и апреле из-за резкого роста цен, это может самортизировать более чем очевидную нехватку продукта в преддверии активной фазы потребления”, – говорит директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн. По мнению экспертов “А-95”, негативная динамика наполнения рынка в I квартале 2014 г., усугубившаяся в марте, обусловлена валютным кризисом и мерами НБУ, направленными на борьбу с ним. С 24 марта условия покупки валюты для импортеров смягчены. Однако отсрочка при покупке валюты все еще составляет 4 банковских дня в условиях непредсказуемости валютного курса, в частности, небывалого ослабления гривны до выше 11 грн./$1.
Предпринятые НБУ ограничительные меры в комплексе с дороговизной кредитных средств у банков привели к ухудшению платежной дисциплины, срыву контрактов и ужесточению условий поставок для украинских компаний. Основные поставщики нефтепродуктов перешли на продажи на границе, зафиксировав цены в валюте, и перевели украинских контрагентов на 100%-ную предоплату, отказавшись от практики предоставления отсрочек и товарных кредитов.
Дополнительное давление на рынок оказало фактическое прекращение работы крупнейшего поставщика (группы компаний ВЕТЭК), на долю которого приходилось до 20% рынка. В марте к этим факторам добавились малопонятный для украинских импортеров скачок цен на продукцию Мозырского НПЗ, а также необходимость осваивать новые маршруты поставок топлива в южные регионы страны из-за событий в Крыму.
Учитывая, что, по данным Госслужбы статистики, потребление бензина и дизтоплива в январе-феврале оставалось на уровне 2013 г., снижение производства и поставок нефтепродуктов на фоне начавшейся посевной кампании приобретает угрожающий характер, отмечают в “А-95”.
Поставки и производство топлива в Украине в январе-марте, тыс. т
Январь | Февраль | Март* | Всего | |
2014 г. | ||||
Бензины | 231,4 | 197,5 | 179,7 | 608,6 |
ДТ | 355,6 | 316,1 | 282,0 | 953,7 |
2013 г. | ||||
Бензины | 310,3 | 271,7 | 193,4 | 775,3 |
ДТ | 363,5 | 381,4 | 424,3 | 1169,2 |
*- оперативные данные за 1-26 марта. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)