Анализ узкого сегмента законопроекта “О предупреждении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине”, касающегося нефтяной сферы, весьма показателен. Смысл в том, что основная нагрузка по выходу страны из пропасти ложится на потребителей, а не на крупный бизнес. Хотя последний именно о “вытаскивании” Украины и своей роли в этом только и твердит.
К тому же подорожавшие вследствие повышения налогов товары, в данном случае речь идет о топливе, снова будут не очень хорошего качества. Речь идет о трех ключевых моментах: повышении ставки акциза на дизельное топливо, увеличении ренты на добычу нефти и газа, а также внедрении акциза на альтернативные топлива.
Начнем с ренты на нефть. Сразу отметим: налоги на нефть кормят и будут еще долго кормить… Россию. И не только потому, что нефти у россиян много, а еще и в силу высоких налогов – экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В марте 2014 г. суммарно эти налоги составляли $574./т, в Украине – $289. Сравнивать не стоит, но и отличаться в 2 раза эти цифры не могут. Неизвестно, от чего отталкивались в правительстве, но в проекте упомянутого закона предлагалось увеличить ренту на нефть с 39% до 42% от расчетной цены реализации. Это добавило бы на тонне около $22 и принесло в казну порядка 700 млн. грн. Однако в опубликованном законе ставка осталась прежней. Как это получилось?
По словам источников, знакомых с ходом рассмотрения документа в комитетах, 27 марта этот законопроект попал на рассмотрение не в профильный комитет по вопросам налоговой и таможенной политики, а в комитет по вопросам экономической политики. Одним из его членов является Игорь Палица, бывший глава правления, а сегодня негласный куратор крупнейшей нефтедобывающей компании “Укрнафта” (добывает более 90% нефти в стране). Комментарии, наверное, излишни. Отметим еще один яркий момент. В отличие от нефти, ренту на газоконденсат подняли до 42%. Нюанс в том, что “Укрнафта” на бумаге фактически не добывает конденсат, крупнейшим его добытчиком является ПАО “Укргаздобыча”. Это полностью государственная компания, в отличие от “Укрнафты”, в которой “Нафтогазу Украины” принадлежат лишь 50% акций. Зачем платить частнику, пускай это делает госконтора…
Почему умеренное повышение ренты считают правильным ходом? Потому что это налог на сверхприбыль нефтяных компаний, который они не могут переложить на потребителя. При этом хорошая прибыль за счет низких налогов не идет “Укрнафте” впрок – инвестиций в разведку и добычу нефти и газа в континентальной Украине фактически нет, в связи с чем объемы добычи обваливаются на глазах. Здесь также отметим еще один “результат” работы комитета по экономической политике. Из законопроекта таинственным образом исчезла норма о введении акциза на альтернативные топлива в EUR139/т. Речь об аналоге бензина с содержанием более 30% “ненефтяных” компонентов. Как правило, ими являются спирты, в частности биоэтанол. В свое время спиртовое лобби продавило закон о стимулировании выпуска этих топлив, наделив данную деятельность щедрыми льготами в виде отсутствия акциза, особыми условиями по налогу на прибыль и прочими бонусами. В последние годы все чаще стали закрадываться подозрения, что под видом альтернативных топлив начали продавать обычные бензины, уходя от уплаты акциза.
Не менее важным аспектом является весьма сомнительное качество этих биобензинов и крайне неоднозначные отзывы потребителей. Говорят, что ключевую роль в обнулении акциза в этом эпизоде сыграл глава комитета экономической политики Андрей Иванчук, якобы неравнодушный к чаяниям “спиртовиков”, хотя не приходится исключать и вмешательство И. Палицы.
Группа “Приват”, в заправочную сеть которой входит и “Укрнафта”, в 2013 г. начала реализацию собственной “альтернативной” марки. Как бы там ни было, спиртово-бензиновую смесь продолжат выпускать, а с нынешними ценами на нефтепродукты – с двойным вдохновением. Что же касается потерь бюджета, то обложение запланированной ставкой акциза принесло бы около 650 млн. грн. (легальный рынок “альтернативного” бензина оценивается в 200 тыс. т/год).
Теперь о том, сколько заплатит потребитель. Ему придется оплатить повышение акциза на дизельное топливо в среднем на EUR50/т (ставка на самые популярные марки дизтоплива качества Евро-4 и Евро-5 повышена с EUR46 до EUR98/т). В “розничном” эквиваленте с учетом нынешнего валютного курса это составит около 70 коп./л. Вероятно, эти “копейки” проявятся на стелах АЗС до середины апреля. Учитывая, что Украина потребляет ежегодно 5,5 млн. т дизтоплива, эффект для казны можно ожидать на уровне 4,785 млрд. грн.
Динамика некоторых показателей работы ПАО «Укрнафта»
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Добыча нефти, тыс. т | 3642,6 | 2485,5 | 2272,0 | 2232,8 | 2008,0 |
Чистая прибыль, млрд. грн. | 0,37 | 2,65 | 2,18 | 1,42 | 1,0 |
Единственной хорошей новостью можно считать сохранение дифференцированной ставки акциза по принципу “выше качество – ниже налог”. Это своего рода победа, так как Минфин до последнего настаивал на унификации акциза. Ведь это стимулировало бы поставки низкокачественного и более дешевого дизтоплива, которое производится только… в России. Так что своими же руками правительство едва не сделало Москве очередной подарок. В итоге крупный бизнес остался при своих, а потребитель получил на всю катушку. Более того, уже пошли разговоры, что даже отвоеванные правительством у бизнеса рубежи через месяц-второй в Раде по-тихому сдадут. (Зеркало недели/Химия Украины и мира)