На фоне проблем на внутреннем рынке бензина Минэнерго пытается впервые принять жесткие меры для обеспечения страны топливом. Речь идет о том, чтобы обязать нефтяников закупать бензин за границей в случае его дефицита.
Пока предписание от министерства получил лишь “Газпром”, которого обязали импортировать 20 тыс. т высокооктанового топлива в октябре. “Минэнерго в начале октября направило в “Газпром” письмо с просьбой импортировать в Россию бензин”, – рассказал источник на топливном рынке. По словам собеседника, предписание направлено в связи с заключенной в 2013 г. договоренностью о модернизации НПЗ, которые монополия, по предварительным данным, полностью не выполнит.
“Когда “Газпром” в 2013 г. переносил сроки модернизации НПЗ, он давал гарантийное письмо, что в случае необходимости поставит на внутренний рынок бензин из внешних источников”, – сказал представитель топливного рынка. Гарантийное письмо “Газпрома” предполагает импорт 250 тыс. т/год бензина, что примерно соответствует среднемесячным закупкам 20 тыс. т. Объем в 20 тыс. т – небольшой для российского рынка и соответствует примерно 20% от суточного потребления или обороту торговли на бирже за 2 дня. Но для “Газпрома” он существенен – это около 10% от объема месячного производства. “Газпром” (без учета “Газпром нефти”) владеет 2 НПЗ в России – Астраханским и Сургутским, чья доля на российском рынке составляет около 6,5% (2,4 млн. т).
В Минэнерго заявили, что выводы о выполнении соглашений с “Газпромом” будут сделаны по итогам года, отказавшись комментировать письмо министерства в адрес монополии. В “Газпроме” ответили, что компания “полностью выполняет обязательства”.
О письменных гарантиях от “Газпрома” и “Роснефти” импорта бензина на внутренний рынок в случае дефицита ранее говорил глава профильного департамента Минэнерго Михаил Грязнов. Чиновник, в частности, сказал, что Минэнерго может использовать такие письма в 2015 г., если на рынке начнутся проблемы из-за запрета Евро-3. Договоренность с “Роснефтью” предполагает импорт топлива в 4 раза больше – 1 млн. т/год. Источник утверждает, что Минэнерго пока не просило “Роснефть” о таких поставках. Официально в компании отказались от комментариев, но негласно представитель “Роснефти” сказал, что НК и без того активно завозит бензин в проблемные сибирские регионы, поставляя его “себе в убыток” с НПЗ Центральной России и Беларуси.
“Такие письма равносильны признанию существования проблем с топливоснабжением внутреннего рынка”, – говорит директор “Аналитики товарных рынков” Михаил Турукалов. Он высказал удивление, что рекомендация об импорте топлива на российский рынок выдана в начале октября, а не несколько месяцев назад, когда была возможность не допустить кризиса. В октябре на фоне резкого роста оптовых цен с существенными перебоями в поставках бензина столкнулись сибирские регионы, где остановилась часть АЗС.
В начале октября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвинила “Газпром нефть” и “Роснефть” в умышленном ограничении поставок бензина независимым АЗС. Тем временем цены на АЗС России с 13 по 17 октября выросли в среднем на 11-13 коп. Наибольший рост был зафиксирован в Северо-Западном, Южном и Сибирском федеральных округах. В Минфине прогнозируют ежегодное подорожание бензина на 1,8 руб./л из-за так называемого “большого налогового маневра”.
Основным источником поставки нефтепродуктов на российский рынок является Беларусь. Как сообщил гендиректор Новополоцкого НПЗ (ОАО “Нафтан”) Владимир Третьяков, Беларусь будет наращивать поставки в РФ, в том числе в 2015 г. планируется увеличить объемы в 3 раза до 1,8 млн. т. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)