Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) считает справедливой на сегодня цену бензина А-95 европейского качества на уровне 14,1-15,13 грн./л, сообщил и. о. главы ведомства Николай Бараш на тематическом “круглом столе” в Киеве 22 октября. “14,1 грн./л – это цена бензина А-95 европейского качества, которая должна была быть при наличии значительной конкуренции на рынке”, – сказал он. Н. Бараш добавил, что цена в 14,1 грн./л предусматривает “компенсацию нефтетрейдеров за предыдущие нарушения, она также учитывает ниспадающий тренд нефтяных котировок на мировом рынке”.
По его словам, если рассчитывать цену без учета резкого изменения общей ситуации с нефтью на мировом рынке, то цена бензина А-95 должна составлять 15,13 грн./л, бензина А-92 – 14,52 грн./л, бензина А-80 – 13,91 грн./л, дизтоплива качества Евро-5 – 14,46 грн./л. При этом и. о. главы АМКУ подчеркнул, что сегодня фактические цены на украинском рынке гораздо выше. “Вариантов есть два: выходить на серьезные штрафные санкции или все же надеяться на поиск взаимопонимания с участниками рынка… Мы должны решить этот вопрос в ноябре”, – полагает он.
Н. Бараш отметил, что в рамках проводимого расследования на рынке нефтепродуктов АМКУ установил, что крупнейшие сети нефтетрейдеров декларируют маржу в 500 грн./т топлива, фактически же получают (с учетом вертикальной интеграции) маржу в 3000-4000 грн./т. Кроме того, комитет установил наличие значительной разницы между теми объемами нефтепродуктов повышенного качества, которое закупают нефтетрейдеры и продают конечным потребителям. “Разница между закупками и продажами в этом сегменте – почти в 2 раза. То есть берется более дешевый ресурс и добавляются разного рода присадки”, – сказал он.
При расчете прибыльности нефтетрейдеров необходимо учитывать работающие на территории АЗС магазины и кафе. “Торговая надбавка в магазинах при АЗС – минимум 50%. Это даже больше, чем в сегменте ритейла, который мы также исследуем. При этом основные затраты – на электроэнергию, отопление, зарплату сотрудникам – уже покрыты за счет обычной деятельности АЗС”, – резюмировал он.
Компании, которые входят в ассоциацию “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины”, оценили свои убытки с начала 2014 г. в $20-30 млн. Об этом заявил председатель ассоциации Леонид Косянчук. “С начала этого года, в течение 6-7 месяцев, операторы рынка работают в убыток. Убытки по разным компаниям, я отвечаю только за те компании, которые входят в состав ассоциации, составили от $20 млн. до $30 млн. в общем объеме”, – заявил Косянчук.
Эксперты и участники рынка неоднократно ставили под сомнение адекватность методов работы АМКУ и профессионализм сотрудников комитета. В пользу этого также говорит тот факт, что история пока не знает взыскания больших штрафов по расследованиям АМКУ во всех отраслях промышленности. Одним из таких случаев стало наложение штрафа на участников тендера ООО “КЛО-Карта” и ЧП “Авторух” на 210 млн. грн. за согласованные действия, хотя сумма тендера составляла 163,96 тыс. грн. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)