Мировые цены на нефть продолжают снижение – в начале октября стоимость корзины нефтяной корзины ОПЕК впервые за 2 года упала ниже $90/барр. В Украине, импортирующей большую часть потребляемых нефтепродуктов, цены на бензин снизились в среднем на 30 коп. Стоит ли надеяться отечественным водителям на дальнейшее удешевление топлива?
ООО НПО «Югприбор» – изготовитель бытового сварочного оборудования под торговой маркой «Циклон» www.yugpribor.ru – предлагает приобрести инверторы и инверторные полуавтоматы собственного производства.
Директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн уверен, что цены на нефтепродукты в Украине продолжат снижение. “Падение стоимости нефти на внешнем рынке найдет однозначное отражение в Украине, поскольку высокие цены уже привели к снижению потребления на 20-25% ежемесячно. Поэтому любая возможность будет использована для того, чтобы сделать цены более удобными для потребителя”, – сказал он. Эксперт отмечает, что сегодня стоимость топлива в Украине формируется из двух основных составляющих – цен на мировом рынке и курса национальной валюты. А поскольку курс валюты в Украине трудно поддается прогнозированию, то и говорить о том, на сколько конкретно упадут цены на бензин, сегодня затруднительно, отмечает С. Куюн. При этом он обратил внимание на еще одну проблему, с которой в последние недели сталкиваются украинские нефтетрейдеры – сложности с покупкой валюты: “На смену галопирующему курсу валюты теперь пришла ее нехватка. Нарекания на сложности с покупкой валюты в последнее время мы очень часто слышим от трейдеров. Есть случаи, когда даже крупные и известные на рынке компании с хорошей историей не могут приобрести валюту”. Эксперт отметил, что трейдер, который не может купить подешевевшее топливо из-за проблем с покупкой валюты, вынужден не спешить удешевлять имеющиеся у него запасы нефтепродуктов. “Другое дело, что есть те, кто смог купить валюту. Привезут топливо подешевле и будут потихоньку цены снижать, чтобы забрать на себя продажи, а тем, у кого есть запасы, ничего не останется, как идти за ценами. Процесс снижения цен будет однозначным”, – прогнозирует С. Куюн.
Президент ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук подчеркивает, что дальнейшее снижение цен на нефтепродукты зависит исключительно от Национального банка Украины. “Когда Гонтарева закончит свои эксперименты и курс стабилизируется, тогда можно будет прогнозировать стоимость топлива”, – сказал он. По словам эксперта, сегодня участники рынка работают в экстремальном режиме. “После продажи партии топлива в Украине трейдер должен, согласно постановлению НБУ №49, сбросить на неделю гривну на межбанковскую валютную биржу и посмотреть, удастся ли ему купить валюту и по какой цене. Тогда будет ясно, сможет ли он купить хотя бы столько же нефтепродуктов на полученную от продажи прошлой партии выручку. Поэтому сегодня что-то прогнозировать очень сложно”, – пояснил он. Л. Косянчук также обратил внимание на снижение спроса на нефтепродукты в Украине. По его данным, продажи топлива снизились на 18-24%. “Если у операторов рынка падают объемы продаж, то автоматически увеличиваются так называемые условно-постоянные удельные затраты на тонну продукции. И если на 20% падает объем продаж против расчетных, то никакая заложенная прибыль не может быть реализована”, – отмечает эксперт. Он отмечает, что низкая покупательская способность населения сегодня является сдерживающим фактором. “К сожалению, на сегодня цены не соответствуют покупательской способности населения. Спрос упал, сегодня гораздо правильнее заложить заработок в 10 коп. и продать 100 т, чем заложить 20 коп. и продать 50 т”, – полагает эксперт.
Тенденция снижения цены на нефть может проявиться на украинском рынке с достаточно большой задержкой, считает директор научно-технического центра “Психея” Сергей Сапегин. По мнению эксперта, эта задержка может достигать от нескольких недель до месяцев, иногда и более. “На сегодняшний день отражение в цене наиболее чутко находит фактор соотношения курса валют. Как только происходит ослабление гривны, в первую очередь начинает реагировать мелкий опт бензина и дизтоплива, поскольку этот рынок является наиболее конкурентным и наиболее чутким к таким изменениям. Вслед за ним спустя неделю-полторы происходит изменение розничных цен”, – отмечает он. С. Сапегин подчеркивает, что на цену топлива влияют и растущие риски, связанные с транспортировкой и хранением ГСМ в условиях войны на востоке страны: “Потенциальная угроза терактов повышает затраты на охрану нефтяных объектов, что в конечном итоге ложится на плечи потребителя. Кроме того, операторам надо восстанавливать разрушенные объекты и инфраструктуру”. “Не стоит также забывать о валютном голоде, который наблюдается на украинском рынке в связи с попытками Нацбанка стабилизировать курс гривны”, – напоминает он. Эксперт также обратил внимание на то, что, помимо валютной, экономической, и политической нестабильности, немалую роль в установлении завышенных цен топлива на украинских заправках играет фактор спекуляций. “Поэтому закономерности, связывающие цены мировой нефти и цены топлива, в нашей стране работают плохо. И хотя Антимонопольный комитет Украины обращал на это внимание и пытался бороться с этой проблемой, результатов такой деятельности пока не видно”, – говорит С. Сапегин. Кроме того, в условиях Украины не стоит недооценивать влияние на топливный рынок отсутствия эффективного механизма контроля качества нефтепродуктов по причине прекращения финансировании Госпотребинспекции, а также фактического отсутствия границ с РФ, что в совокупности приводит к попаданию на рынок больших объемов контрабанды, отметил эксперт. Также не следует забывать и о контрафактной продукции, когда под видом товарного бензина продаются спиртовые суррогаты. “Цены на украинских АЗС смогут снизиться только при выполнении следующих условий: стабилизации гривны, конкурентного рынка, добросовестной конкуренции, эффективного контроля качества, восстановления спроса со стороны потребителей, контроля над ценообразованием со стороны АМКУ. То есть, вероятнее всего, снижения, адекватного падению цен на нефть, в ближайшей перспективе на наших АЗС ожидать не стоит”, – резюмировал директор НТЦ “Психея”. (МинПром/Химия Украины и мира)