В новое соглашение между Россией и Японией, которое может быть подписано между странами в ходе намеченного визита Владимира Путина в Токио, японское правительство намерено включить пункт о строительстве нефтеперерабатывающего завода недалеко от Владивостока. Этот НПЗ может стать первым в России, который контролируют иностранцы. Ранее в повестку визита включили решение вопроса с прокладкой по дну Японского моря газопровода от Сахалина до Токио.
Станки Zenitech (http://i-master.com.ua/stanki_zenitech/) – фрезерные и токарные по дереву и металлу, многофункциональные, шлифовальные, рейсмусовые, долбежные, фуговально-строгальные, фуговально-рейсмусовые, форматно-раскроечные, сверлильные, листогибочные и др. – можно купить в Украине.
Изначально предполагалось разместить НПЗ в одноименной префектуре Ниигата, но от этой идеи отказались. «Раньше у нас был такой завод, но мы посчитали, что восстановить его очень сложно и дорого, поэтому прораба-тывается идея строительства нефтеперерабатывающего завода под Владивостоком, – сообщил мэр Ниигата Акира Синода. – Это тоже неплохой вариант для Ниигаты, будет возможность импортировать нефтепродукты через наш порт». Если завод будет построен (соглашение предусмотрит его строительство в среднесрочной перспективе), Япония договорится с Россией и о закупке для него российской нефти. «О точной стоимости нефти говорить рано, но цена может быть в 1,5 раза больше, чем стоимость российской нефти для Китая», – заявил мэр.
Во многом интерес этой префектуры к России обусловлен ее специализацией: Ниигата (эта префектура входит в число крупнейших в Японии) добывает порядка 60% всей японской продукции из нефти и природного газа – по данным властей Ниигаты, в 2013 г. из 4,3 млн. барр., добытых в Японии, в Ниигате были добыты 2,6 млн. барр. Нефть добывается на море, большая часть нефтяных платформ здесь принадлежит японским Idemitsu Kosan и JX Nippon Oil & Gas Exploration. Добыча нефти в Японии и в Ниигате падает из года в год: показатель с 2009 г. по 2013 г. снизился на 0,45 млн. барр. При этом все нефтеперерабатывающие производства были закрыты к концу 1990-х. Ниигата имеет прямое авиасообщение с Владивостоком. Весной стало известно о планах японских властей наладить паромное сообщение с Владивостоком.
Текущая углеводородная активность в первую очередь связана с тем, что Япония озабочена укреплением российско-китайских отношений и пытается показать, что отношения с Японией будут более выгодны для России, считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. «То, что японцы сулят более высокую цену, говорит о том, что они боятся китайского влияния в этой сфере и готовы делать все, лишь бы перенаправить потоки ресурсов на себя», – говорит эксперт.
Цена нефти для КНР рассчитывается российской стороной ежемесячно исходя из цен на поставки углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сообщалось, что в марте 2011 г. КНР платила около $60/барр., в то время как Urals (основной сорт российской экспортной нефти, уступает поставляемой в Китай в качестве) тогда стоил в районе $110/барр. Таким образом, возможная цена для нового японского НПЗ может приблизиться к рыночной. Цена на Urals формируется на спотовом рынке (то есть не на бирже); в последнее время Urals дешевле Brent (торгуется на лондонской бирже ICE Futures) на $1,5-2. Фьючерсы на Brent с ноябрьской поставкой стоили 24 сентября на уровне $96/барр.
«Даже за счет только своих вложений Японии будет выгоднее разместить завод на побережье России, чем у себя, – рассуждает руководитель экспертно-аналитического управления по ТЭК Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев. – То, что японцы не хотят строить НПЗ у себя, связано и с экологией: строить новые НПЗ достаточно сложно, в том числе из-за перенаселенности страны. Кроме того, переход японцев от закупки сырья к непосредственному производству нефтепродуктов на нашей территории, не может не радовать правительство. У нас, несмотря на сближение с Китаем, в правительстве много опасений по поводу большой зависимости от этой страны. Япония – реальный противовес Китаю в этом регионе».
Япония опасается и за безопасность поставок нефти с Ближнего Востока, заметил Валерий Кистанов. Нефтяной импорт Японии из этого региона занимает порядка 85% от общего объема. «Япония зависит от импорта ресурсов, поэтому там большая часть и бизнесменов, и политиков выступает за сближение с нами как с ближайшим поставщиком нефти и газа, – считает Кистанов. – На эту политику повлияла и трагедия на “Фукусиме”, после которой Япония решила замещать ядерную энергетику сырьевой».
«Надеемся, что осенний визит Путина в Японию откроет нам такие перспективы (строительства нефтеперераба-тывающего завода) и межправительственный договор будет подписан, – подытоживает мэр Ниигаты. – Сейчас правительством Японии готовятся документы и соглашения с Россией, согласно нашим данным, в них, скорее всего, войдет также трубопровод между Сахалином и островом Хоккайдо».
Впрочем, визит Путина в Японию могут перенести на весну: японские СМИ 23 сентября сообщили, что отложить визит японцев попросили американские власти (официального подтверждения этой информации не было). Япония также расширила санкции против России – по большому счету, она вынуждена сидеть на двух стульях.
Что касается ассортимента продукции планируемого НПЗ, то он, как размер инвестиций и мощность производства, пока не был определен японской стороной – детали проекта проходят согласование на уровне премьер-министра страны Синдзо Абэ. «На этом заводе будут производиться различные нефтепродукты – расклад будет зависеть от интересов инвесторов», – сказал мэр Ниигаты. Он отметил, что предварительные договоренности о строительстве НПЗ были достигнуты с властями Приморья. В пресс-центре администрации Приморского края не могли ответить на запрос.
Эксперты считают, что новый НПЗ возьмет за основу переработку нефти в мазут.
«Скорее всего, японцы возьмутся за мазут для электростанций, сейчас, спустя 3 года после аварии на АЭС “Фукусима-1” и спада интереса к мирному атому, у них недостаток электроэнергии. Инвестиции в завод могут составить порядка $3 млрд., если, конечно, они смогут проконтролировать траты», – предполагает Алексей Белогорьев.
Соглашается с ним и гендиректор Международного центра развития регионов Игорь Меламед. «Японцы заин-тересованы в России как в сырьевом рынке. Вероятнее всего, завод сделает акцент на мазуте», – пояснил он.
По данным Синоды, в строительстве НПЗ заинтересованы 3 крупнейших нефтеперерабатывающих компании страны – JX Nippon Oil & Energy Co., Idemitsu Kosan Co. (по объему нефтепереработки на втором месте после Nippon), а также Showa Shell Sekiyu Сo. (крупнейший акционер с 35% – европейская Royal Dutch Shell, 15% у Saudi Aramco из Саудовской Аравии, 50% акций распределены между мелкими индивидуальными и институциональными инвесторами).
В Showa Shell Sekiyu подтвердили, что компания имеет виды на несколько проектов в России, однако пока не имеет подробных планов касательно строительства НПЗ в Приморье. «Пока не подписано конкретных соглашений, об этом говорить рано», – прокомментировали в пресс-службе компании. В двух других упомянутых компаниях сообщили, что у них вложения в строительство завода в планах не значатся. «Наша компания уже ведет продажу смазочных материалов через свой московский офис, мы заинтересованы в развитии этого бизнеса. Но на настоящий момент у нас нет планов по инвестированию в строительство НПЗ в России», – сказала представитель Idemitsu Kosan Тихиро Уеока. Представитель JX Nippon Oil & Energy Казунори Тераучи также заявил, что таких планов у компании пока нет. В этом году JX Nippon подписала контракт с “Роснефтью” о закупке до 200 тыс. т нефти в месяц по ВСТО. Также она участвует в строительстве для “дочки” “Роснефти”, Восточной нефтехимической компании, установок производства нефтяного игольчатого кокса и отдельных установок по утилизации серной кислоты в ее будущем нефтехимическом комплексе в Находке. (Rcc/Химия Украины и мира)