Неблагоприятная ценовая конъюнктура и снижение мирового спроса на синтетические каучуки (СК) заставляют индустрию обратить внимание на внутренний рынок. Среди возможных инструментов его развития: локализация китайских авто, антидемпинговое расследование по китайским импортным РТИ, появление стратегического инвестора на рынке РТИ со стороны производителей каучука.
IX международная конференция “Каучуки, шины и РТИ 2014” состоялась в Москве. Ее организатором выступила компания Inventra, входящая в состав группы Creon. В приветственном слове генеральный директор Inventra Анна Даутова отметила сильные позиции российского синтетического каучука на мировом рынке, подчеркнув, что объем переработки в России мог бы быть намного больше текущих полумиллиона тонн. Что можно сделать для увеличения внутренней переработки? Такой вектор задала конференции Анна Даутова, открывая мероприятие.
Российские производители, которые обеспечивают России 5 место в мире по мощностям СК, возлагают надежды на рост мировых цен и активизацию глобального спроса. Но уже сегодня ясно, что предложение синтетического каучука на рынке со временем тоже увеличится, что вряд ли поднимет цены до прежнего уровня. Как рассказала руководитель направления “Продуктовый менеджмент СКИ и ЭБСК” компании “Сибур” Лариса Бондарь, суммарные мощности по мировому производству синтетического каучука составляли в 2013 г. более 18,6 млн. т, к 2018 г. они увеличатся на 15% до 21,4 млн. т (по данным IISRP). В среднесрочной перспективе основное увеличение мощностей произойдет в каучуках, используемых в радиальных шинах нового поколения: ДССК, ГБК. Увеличение мощностей ЭПДМ ожидается в связи с дальнейшим развитием автомобильного сегмента. В России общий объем потребления каучуков сохраняется на уровне предыдущего года, что в непростой экономической ситуации является позитивным моментом. Но поддержка переработчиков СК в шины и РТИ могла бы придать импульс отрасли. Вопрос в том, кто должен стимулировать переработку: государство, крупные поставщики за счет “карманных” переработчиков или крупные компании, объединяющиеся с мелкими производителями в холдинги?
“Сибур” с мощностями около 550 тыс. т СК в ходе дискуссии отмел предположения о том, чтобы вернуться к производству шин, как это было на одном из этапов развития компании. Опыт показал, что для развития шинного бизнеса требуется ряд отдельных компетенций. Однако рынку необходим стратегический инвестор. Со стороны некоторых участников дискуссий были озвучены предложения, что если бы “Сибур” мог рассмотреть целесообразность собственного крупного завода РТИ и решился на такой шаг, то в стране появился бы крупный переработчик, который оживил бы спрос.
Стоимость новых линий в сегменте резинотехнических изделий высока. Появились 2 крупных игрока, инвестиции которых варьируются от 10 до 20 млн. евро, но по-прежнему есть что замещать в импортном сегменте. Существует достаточное количество зарубежных игроков, которых можно “подвинуть” и локализовать этот рынок. Необходимо бороться и с дешевым китайским импортом, который “перебивает” российские поставки за счет искусственного ценообразования. Участники конференции пришли к решению провести антидемпинговое расследование по импортным РТИ из Китая. Руководитель направления снабжения и ВЭД “Рабэкс групп” Ксения Жарова предложила участникам рынка действовать в этом вопросе сообща.
В целом же динамика рынка РТИ в России демонстрирует снижение. В 2014 г. рынок проседает оценочно на 18% – сказалась ситуация в автопроме и строительстве. Наиболее благополучная картина – в сельском хозяйстве, авиации, кораблестроении, машиностроении, приборостроении. Динамика потребления РТИ в этих сегментах характеризуется ростом 0,7-1% в год, сообщил менеджер по продажам в странах СНГ Lanxess Дмитрий Косов.
В шинной отрасли наблюдается изменение структуры рынка легковых шин: в нем сокращается премиальный сегмент, на стабильном уровне остается бюджетный сегмент, в то время как среднеценовой сегмент, где есть широкий выбор брэндов, растет. По мнению менеджера по продукту Goodyear Russia Виктора Головко, наибольший спрос на рынке будет на те виды шин, которыми укомплектовываются городские кроссоверы. Этот класс автомобилей признан самым популярным среди покупателей. Кроме того, корейские и японские брэнды наращивают долю рынка, причем в сегменте кроссоверов и внедорожников они достигли 50%. Компания Goodyear будет продолжать импортировать весь объем шин из стран ЕС, учитывая тенденции и спрос потребителей в России.
Белорусскому предприятию “Белшина” удалось сохранить объемы продаж шин на уровне 2013 г. Его делегаты – ведущий специалист по маркетингу группы ценообразования отдела маркетинга продаж Елена Фролова и специалист по ВЭД группы основного сырья отдела маркетинга закупок Екатерина Зинкевич – рассказали, что падение по одной группе шин компенсируется ростом в других сегментах.
Среди новаций на рынке шин эксперты отмечают изменения в техническом регулировании. ТР ТС “О безопасности колесных транспортных средств” с 1 января 2015 г., однако к документу обсуждаются поправки. Ассоциация производителей шин в лице исполнительного директора Надежды Чурмеевой выступает за внесение в регламент понятия “зимняя шина”, а также поэтапное введение требования по установке зимних шин на оси грузовиков и автобусов. Кроме того, в свете обсуждаемой реформы ФЗ “Об отходах производства и потребления” члены ассоциации выступают за реализацию в России модели ответственности производителя, предполагающей создание управляющей компании для организации за счет средств производителей и импортеров процесса сбора, транспортировки и утилизации изношенных шин, а также для отчета о выполнении обязательств по утилизации как перед производителями шин, так и перед государством. При реализации такой модели в различных странах доля переработанных шин за несколько лет возросла с 50% до 100%. Учитывая все большее внимание к экологии, в России это также может стать одной из задач отрасли. Однако подобные нововведения должны детально прорабатываться, чтобы игроки рынка четко понимали механизм сбора и распределения средств.
Рассматривая конечные рынки потребления, например автопром, не стоит связывать с ним завышенные ожидания. Результатов, как в Китае, ждать не стоит, считает директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. На сегодня ситуация такова, что спрос на легковые автомобили может сократиться с 2,46 млн. авто в 2013 г. до 2,1-2,2 млн. авто в 2014 г. При этом к 2020 г. продажи могут вырасти до 2,8 млн. штук. Несмотря на неопределенность ситуации, Татьяна Арабаджи исключает ситуацию 2009 г., когда рынок авто упал на 50% из-за “схлопнувшегося” автокредитования. В грузовом транспорте драйвером рынка могут стать инфраструктурные проекты, большие стройки, где задействуется грузовой транспорт. На рынке автобусов основным стимулятором выступят госзакупки, которые являются наиболее гарантированным механизмом сбыта. На рынке легковых авто ожидается локализация бюджетных китайских моделей, что повлечет спрос на комплектующие местных поставщиков, в том числе и шины. Таким образом, рост в отрасли, пусть и небольшой, – ожидаемая перспектива.
Для отдельных производителей каучука есть и альтернативный путь – не ждать, когда “поднимется” переработка или вырастут цены на СК на мировых рынках. Например, можно оперативно переключиться на продукты первого передела, как это сделали на предприятии УК “ТАУ НефтеХим”. По словам директора по коммерческим вопросам Дмитрия Александрова, компания сократила выпуск каучука, сосредоточившись на изопентане и бутадиене. В результате экономика производства выросла, несмотря на низкие цены на каучук. Кроме того, продукцию предприятия переориентировали с внешнего рынка на внутренний. Если раньше 70% шло на экспорт, то сегодня – 50%.
Выбранная тактика – временный выход из ситуации, но в стратегическом масштабе нужна развитая переработка, которая обеспечит спрос продуктам первого и следующих переделов. А поскольку требования к качеству и экологичности конечных товаров растут, все большие перспективы открываются в высокотехнологичных материалах. С отдельными их видами и качественными характеристиками поставщики познакомили участников конференции. Так, председатель правления НПП “Квалитет” Александр Меджибовский представил новые разработки предприятия – химические добавки для каучуков растворной полимеризации. Глава представительства Allnex Евгений Ермаков продемонстрировал материалы по фенольной смоле Alnovol UF 410 – новому решению для улучшения эксплуатационных характеристик шин и РТИ. Также были представлены специальные резиновые смеси для автомобильной промышленности от компании Kraiburg. Доклад делал руководитель промышленных разработок Берндт Шултхайс.
Успех на рынке обеспечивает не только качество товара, но и способ его позиционирования клиентам. В этой связи коммерческий директор компании “Топоф” Андрей Зализняк рассказал о новом поколении сети розничных продаж с комплексом решений, инструментов и реализации.
Рынок ставит перед производителями и переработчиками новые задачи. Отрасль СК, судя по всему, обладает рядом инструментов, чтобы их решить. Но необходимы соответствующие условия. Одно из них – наличие доступного сырья для производства каучука. “Авария в Буденновске дала дополнительный толчок кризису на рынке сырья. На каждую тонну ББФ претендуют 3 покупателя: “Титан”, “Нижняя Кама” и Стерлитамак, из чего и формируется определенная цена на эту фракцию. Новых пиролизов с 1999 г. не построено, дополнительных объемов ББФ ждать не приходится. Налоговый маневр, который предусматривает повышение ставок НДПИ для нефтяных компаний и удорожание нафты, несет убытки нефтехимическим комплексам, находящимся в структуре нефтеперерабатывающих компаний, таких как ГНС, “Ангарская нефтехимическая компания”, “ЛУКойл” (Буденовск), НКНХ”, – считает директор по производству УК “ТАУ НефтеХим” Борис Анисимов.
Каков выход из ситуации? Продвигать интересы нефтехимии и переработки в системе госрегулирования, участвовать в экспертной проработке законопроектов, доводить до понимания министерств и ведомств важность сохранения и развития всей цепочки переделов углеводородов – главного ресурса России. Производители каучука обязаны заботиться о внутреннем рынке всегда, а не только в период негативной внешней конъюнктуры, полагает генеральный директор Creon Energy Санджар Тургунов. Развитие возможно только при совместных усилиях средних и мелких переработчиков с крупными предприятиями, которые будут выходить на диалог с государством, формулировать интересы отрасли и добиваться ее поддержки. У “Нижнекамскнефтехима” и “Сибура” уже есть неплохой опыт на смежных рынках, в частности по развитию переработки полимеров. (Rcc/Химия Украины и мира)