Приказ Минэнерго и ФАС о биржевой торговле сжиженными углеводородными газами (СУГ) пока не вступил в законную силу. В настоящее время он проходит процедуру регистрации в Минюсте. Данную информацию подтвердили в управлении контроля топливно-энергетического комплекса ФАС. Как ранее сообщал заместитель главы ФАС Анатолий Голомзин, процедура регистрации затянулась из-за “сложностей с Минюстом”. “Минюст говорит, что когда меняется наименование приказа, это означает, что вносить изменения нельзя, нужно принимать новый приказ. Это замечание формальное, не видим сложностей”, – сообщил А. Голомзин.
Совместный приказ о биржевой торговле СУГ был подписан ведомствами в конце 2014 г. “Производство СУГ в России с 2004 г. по 2014 г. выросло более чем в 2 раза – с 6 до 15 млн. т/ год. Годовое потребление для бытовых нужд на текущий момент составляет порядка 600 тыс. т. При таком профиците внутреннего рынка приказ создает все предпосылки для максимально прозрачного ценообразования на СУГ”, – прокомментировал его подписание замминистра энергетики Кирилл Молодцов.
Минимальные объемы реализации сжиженных углеводородных газов на бирже ведомства согласовали в июле 2014 г. Они сошлись во мнении, что биржевой механизм должен быть применен только к топливным и хозяйственно-бытовым СУГам. Согласно документу, опубликованному на Едином портале раскрытия правовой информации, все компании, занимающие доминирующее положение на рынке СУГ, должны ежемесячно выставлять на биржу 5% от произведенных сжиженных углеводородных газов.
Ранее ФАС предлагала выставлять на торги также СУГ для нефтехимии в размере 5% от производства и 10% от поставок на внутренний рынок. Минэнерго выступало против торгов “нефтехимическими” фракциями, назвав данную инициативу преждевременной в силу ограниченности участников рынка, отсутствия четкой идентификации, климатических, сезонных и инфраструктурных особенностей страны.
Участники рынка невозможность реализации биржевого механизма для торговли СУГами аргументируют высокой сезонной волатильностью и малым количеством прямых покупателей. Любые изменения в системе биржевой торговли нефтепродуктами приведут к искусственному увеличению игроков на рынке с минимальной представленностью компаний. Также важно учитывать тот факт, что мощности для хранения газов ограничены, что лишит производителей гибкости продаж, а отсутствие значимого количества потенциальных покупателей приведет к задержкам отгрузок. Кроме того, высокие издержки для участников торгов делают покупки сложными и дорогими.
Приказ №313/13/225 об установлении минимальных объемов торгов нефтепродуктами был утвержден 30 апреля 2013 г. Согласно нему ключевые игроки российского нефтяного рынка должны продавать за месяц на бирже 10% бензинов, 5% дизтоплива, 10% авиакеросина и 2% мазута. При этом профильные ведомства продолжают обсуждать механизм биржевой торговли природным газом и нефтью. (rupec.ru/Химия Украины и мира)