Недавно ПАО “Укртранснафта” получило нового и. о. руководителя – Сергея Сукало. На него власть возлагает функцию очистки госпредприятия от менеджеров днепропетровской группы “Приват”. Но по иронии судьбы первые шаги менеджера окажутся в интересах Игоря Коломойского, который уженачал закреплять контроль над стратегическим объектом.
Повод для новых кадровых назначений в “Укртранснафте” появился несколько недель назад после нашумевшего увольнения Александра Лазорко, возглавлявшего компанию последние 5 лет. С тех пор чиновники предприняли не менее трех попыток назначить нового главу ПАО. Первым кандидатом был бывший сотрудник СБУ Юрий Мирошник, вторым – частный предприниматель Сергей Сукало, третьим – экс-начальник управления ценовой политики Роман Сидорак. Во всех случаях решение о назначении принимал наблюдательный совет госпредприятия. Но разница между кандидатами все-таки есть: двоих первых категорически не воспринимала группа “Приват”, членом которой является отстраненный Лазорко. А в случае с третьим назначенцем окружение Игоря Коломойского наверняка не станет устраивать камуфляжные маски-шоу.
Оптимисты считают, что назначение Романа Сидорака обойдется без агрессии потому, что Игорь Коломойский сделал правильные выводы из недавней беседы с Петром Порошенко, после которой ему был объявлен публичный выговор. Но если смотреть на вещи реально, условно спокойное отношение днепропетровского олигарха к вступлению в должность нового менеджера имеет как минимум одну причину: последние годы Сидорак работал в команде Лазорко, значит, на своей должности он не будет делать резких движений. На рынке его пассивность вполне может восприниматься как результат “работы” днепропетровской группы. Но даже если новому менеджеру действительно будут вставляться палки в колеса, Игорь Коломойский уже научился извлекать из этого процесса определенные дивиденды.
Ярким подтверждением тому являются события на госпредприятии в период Сергея Сукало. За неполный месяц его менеджирования “Приват” буквально завалил суды исками. Среди них есть требования о признании незаконным и отмене приказа Министерства энергетики №164 от 18 марта 2015 г., на основании которого наблюдательный совет “Укртранснафты” принял резонансное решение об увольнении Лазорко. При этом в лагере Игоря Коломойского сейчас активно прорабатывается стратегия относительно отмены решения набсовета, которым был уволен этот приватовский менеджер. Отдельного внимания заслуживает то, что по каждому из этих производств подано сразу несколько исков. Это приоткрывает завесу над стратегией “Привата”. Ее суть сводится к максимальному затягиванию рассмотрения этих вопросов, в то время как единственным легитимным управленцем “Укртранснафты” будет первый замглавы предприятия Наталья Парахоняк.
Переломить эту ситуацию в свою пользу чиновникам не позволяют судебные моратории, введенные на период рассмотрения упомянутых исков. Пока они не видят в этом трагедии, ведь по уставу “Укртранснафты” руководитель компании не может принять ни одного стратегического решения без одобрения наблюдательного совета, начиненного чужеродными “Привату” представителями. В этом контексте сложившаяся ситуация кажется патовой. Но на самом деле время работает на Игоря Коломойского. Для того, чтобы с этим согласиться, достаточно сказать, что Коломойский по-прежнему получает дивиденды от решений, принятых Александром Лазорко в процессе управления “Укртранснафтой”. Речь идет о выкачке так называемой технологической нефти из собственных трубопроводных магистралей госпредприятия. Симпатизируюшие “Привата” до сих пор верят, что таким образом бизнесмен занимался консервацией простаивающих нефтепроводов. Оппоненты бизнесмена утверждают, что тот отправлял изъятый ресурс на переработку на собственный Кременчугский НПЗ, который давно испытывает проблемы с обеспечением сырьем. Но и первые, и вторые правы лишь отчасти: замещая в трубах нефть водной или азотной смесью, лидер “Привата” добивался гораздо большего. Например, на трубопроводе Снигиревка – Херсон такие манипуляции позволили “отрезать” от системы Херсонский НПЗ и тем самым лишить это предприятие статуса отечественного производителя нефтепродуктов, без которого оно не сможет участвовать в государственных тендерах. А опустошение канала Мичуринск – Кременчуг означает, что запитанный на него Одесский НПЗ отныне сможет получать нефть только со стороны моря (приватовской Одесской нефтегавани). Это прекрасные условия для проведения переговоров о приобретении предприятия, которые Игорь Коломойский собирается проводить лично. Таким образом, “Приват” не только может, но и заинтересован держать паузу в споре за оперативный контроль над “Укртранснафтой”.
От того, чем закончится эта схватка, будет зависеть дальнейшая судьба всей отрасли. Ведь если конфликт завершится победой “Привата”, аналогичная система обороны будет применена группой в ходе назревающей борьбы за “Укрнафту” и “Укртатнафту”. Если же Игорь Коломойский проиграет, на его планах по созданию первой в Украине вертикально интегрированной нефтяной компании можно будет поставить жирный крест. (comments.ua/Химия Украины и мира)