Истечение полномочий совета директоров не означает прекращение полномочий единоличного исполнительного органа предприятия, заявил генеральный директор ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» Вячеслав Суслов в ответ на появившуюся в прессе информацию о том, что крупнейший производитель аммиака – “Тольяттиазот” (ТоАЗ) – может остаться без управляющего органа. По словам Суслова, управляющая организация “по-прежнему осуществляет руководство предприятием в рамках, определенных ей действующим законодательством и уставом ОАО “Тольяттиазот”.
Топ-менеджер ТоАЗа подтвердил, что собрание акционеров вновь не состоялось из-за отсутствия кворума, но в ближайшее время пройдет очередное заседание совета директоров, на котором будет объявлена новая дата собрания. “Согласно российскому законодательству, несмотря на истечение полномочий, совет директоров продолжает выполнять свои функции в части созыва годового общего собрания акционеров”, – подчеркнул Суслов.
По словам экспертов, появление подобной информации является очередным витком давления на корпорацию, с юридической точки зрения отмена годового собрания ТоАЗу ничем существенным не угрожает. Партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров указывает на норму в части 1 статьи 66 ФЗ “Об акционерных обществах”: в таких случаях полномочия совета директоров прекращаются, за исключением полномочий по подготовке и созыву нового собрания акционеров. Его коллега, старший юрист юридической фирмы Herbert Smith Freehills Артем Тамаев, подтверждает, что компании, кроме потенциальных штрафов за не проведение общего годового собрания акционеров и неподачу отчетности в налоговый орган в установленные законом сроки, какие-либо санкции не грозят. При этом Тамаев отмечает, что “не совсем верно говорить о том, что компания осталась без главного органа управления, так как в компании остается действующий генеральный директор”.
Тольяттинское предприятие из года в год демонстрирует высокие производственные результаты. Вот только несколько озвученных гендиректором ТоАЗа цифр: с 2012 г. по 2014 г. завод увеличил выработку аммиака – основного продукта производственной деятельности – с 2,28 млн. т до исторического максимума 2,9 млн., добившись при этом снижения расходного коэффициента по природному газу для производства продукции на 10%. В 2014 г. один из агрегатов аммиака продемонстрировал лучшие результаты не только за всю историю работы на ТоАЗе, но и в целом по отрасли среди всех 30 агрегатов России, Украины, Беларуси и Узбекистана, выпустив более 616 тыс. т с расходным коэффициентом по природному газу 1120 куб. м на тонну. “Это стало результатом грамотной стратегии и реализации масштабной программы модернизации и реконструкции производственных мощностей, стартовавшей в 2011 г. и рассчитанной до 2020 г.”, – считает Суслов. Он сообщил, что на сегодня в рамках программы инвестировано более 15 млрд. руб., при этом, несмотря на сложное экономическое положение в стране, “Тольяттиазот” не собирается ни сокращать работников, ни урезать зарплаты и другие социальные расходы. Только в 2014 г. средний размер оплаты труда увеличился на 25,8% и составил более 41 тыс. руб., а общая численность заводчан достигла 5 тыс. чел., из года в год это число увеличивается за счет создания новых рабочих мест.
В 2014 г. заключен новый коллективный договор, который увеличил социальные блага заводчан. “Мы сумели сохранить в лихих 90-х социальную инфраструктуру и на современном этапе активно ее развиваем, – отметил Суслов. – На балансе завода находится множество объектов социальной инфраструктуры, которой пользуются в том числе жители Самарской области и близлежащих регионов “.
Существенных результатов, как в производственной, так и в социальной сфере, “Тольяттиазоту” удается добиваться благодаря тому, что “менеджмент компании, от которого зависит правильная и четкая реализация стратегических установок акционеров, оперативное управление, находится в Тольятти”, – считает гендиректор ТоАЗа. При этом компания давно работает на международном рынке. “Для успешной конкуренции на нем, для выстраивания правильной рыночной стратегии надо видеть картину в целом и держать руку на пульсе мировых химических процессов”, – говорит Суслов. Это зона ответственности председателя совета директоров компании. “И эта его роль, согласно общепринятой практике корпоративного управления, не предполагает личного присутствия председателя совета для каждодневного участия во всех процессах, – считает топ-менеджер. – Для оперативного управления совет директоров под руководством председателя нанимает генерального директора. ТоАЗ в этом смысле не исключение”.
Недоброжелатели в чем только не обвиняли предприятие и его менеджмент за последнее время, приводя не соответствующие действительности данные. Например, о недозагрузке производственных мощностей. Или занимались подтасовкой фактов, как в случае с утечкой аммиака в Воронежской области, которую некоторые СМИ связали с деятельностью ТоАЗа, в то время как российская часть аммиакопровода, по словам Вячеслава Суслова, принадлежит партнеру предприятия. “Наши недоброжелатели с помощью СМИ используют любую возможность, чтобы, подтасовав факты, представить картину происходящего вокруг нашего предприятия в нужном им, преимущественно черном, свете”, – прокомментировал эти сообщения Суслов. По его мнению, главная задача необоснованной шумихи – скомпрометировать предприятие и его руководителей, создать условия для отъема весьма привлекательных активов.
Ранее председатель совета директоров ОАО “Тольяттиазот” Сергей Махлай рассказал о попытке рейдерского захвата предприятия путем предъявления ультиматума с требованием его продажи. По словам Махлая, в случае несогласия председателю совета директоров и другим топ-менеджерам предприятия пригрозили уголовным преследованием. При этом генеральный директор ТоАЗа утверждает, что предприятие стало более эффективно работать “вопреки давлению. А с избранием председателем совета директоров Сергея Махлая улучшилось корпоративное управление, система руководства и контроля деятельности предприятия, повысилась прозрачность принимаемых решений”. Как результат – “растут производство и прибыль, увеличиваются налоговые выплаты, появляется возможность роста доходов у акционеров”. Информацию же о возможном отсутствии управления на предприятии Вячеслав Суслов оставил “на совести тех, кто ее распространяет”. (rg.ru/Химия Украины и мира)