Принятое несколько лет назад решение о либерализации аптечной отрасли не принесло желаемого эффекта – лекарства дешевле не стали. Более того, наметилась новая тенденция – аптеки при помощи маркетинговых трюков и карт лояльности заманивают покупателей. Поэтому в будущем нужно способствовать ценовой конкуренции между аптеками, заявили эксперты на организованной Dienas Bizness конференции “Развитие фармацевтики для обеспечения доступности медикаментов”.
Фармацевтика – один из краеугольных камней здравоохранения, сказал министр Гунтис Белевич, добавив, что нынешняя ситуация, когда значительная часть пенсионеров не может себе позволить лекарства и сходить к врачу, нуждается в комплексном разрешении. Минздрав видит несколько путей, как сделать лекарства более дешевыми, и начал работу над поправками к нормативным актам.
В годы кризиса сократились объемы компенсируемых государством медикаментов, цель министерства состоит в том, чтобы полностью восстановить эту систему. Также нужно стремиться к тому, чтобы все рецептурные лекарства были в аптеках по одинаковым ценам.
Белевич отметил, что финансирование медицины в Латвии самое низкое – 3% от ВВП, но есть и хорошая новость: в 2016 г. здравоохранение назначено приоритетом. Минздрав в сотрудничестве с Минфином будет работать над системой обязательного страхования здоровья.
В 2010 г. Латвия либерализировала право собственности на аптеки, исключив норму о том, что они могут принадлежать только фармацевтам, но лекарства дешевле не стали, чем крупнее аптечная сеть, тем больше ее власть на рынке. В результате производители вынуждены делать скидки, за их счет аптеки ведут игру с потребителем. Клиентов фактически заманивают скидками, что способствует нерациональному приему лекарств. “Я не собираюсь менять отношение владельцев аптек – в эту сферу вмешиваться нельзя. Я только хочу, чтобы лекарства стали дешевле”, – подчеркнул министр. (db.lv/Химия Украины и мира)