Проект Амурского нефтеперерабатывающего завода может остаться без инвестора, поскольку Китай приостановил работу по объекту. Об этом рассказал руководитель школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. По его словам, два месяца назад проект подавал большие надежды, теперь перспективы не столь радужные.
Дело в том, что в Китае падает потребность в нефтересурсах. “Только по прошлому году, когда кризис не был столь сильным, в Китае уже упала на 7% потребность в нефтепродуктах. Промышленность схлопывается, она переходит от экстенсивной модели роста, когда требуется много энергии, бензина для перевозок, на научно-техническую составляющую, когда основная продукция создается за компьютером, а не на заводах. Как следствие – многие контракты, которые Россия заключала по газу, по китайским инвестициям в НПЗ, заморожены”, – сказал Маслов.
Как считает экономист, полностью отменять свое участие в проекте Амурского НПЗ китайские власти не будут. Однако, скорее всего, придется пересмотреть условия их участия. По мнению эксперта, в этой ситуации регионального экономического прорыва не будет.
Активность в производственном секторе китайской экономики в октябре снизилась третий месяц подряд. По расчетам банка Barclays, рост потребления нефти в Китае в сентябре замедлился до 2,1% к сентябрю 2014 г. по сравнению с 6,3% ростом за три квартала текущего года. При этом в КНР закончилось место для хранения нефти, из-за чего 2 танкера с 4 млн. барр. “черного золота” уже два месяца дрейфуют в китайских территориальных водах. Из-за низких цен на нефть по итогам III квартала выручка крупнейшей китайской нефтегазовой компании CNOOC сократилась на 32%.
Работать с китайскими финансистами не так уж и просто. Как заявил глава компании “ЛУКойл” Вагит Алекперов, китайцы предлагают “самые дорогие кредиты в мире”. Ситуация с Амурским НПЗ не уникальная в практике российско-китайских отношений. Так, в июне КНР в одностороннем порядке изменила маршрут поставки российской нефти. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)