Баланс спроса и предложения на рынке авиационного топлива в РФ сохраняется, предпосылок для роста цен нет, заявил генеральный директор компании “РН-Аэро” (“дочка” “Роснефти”), занимающей 30%-ную долю рынка, Сергей Папков. По последним данным Росавиации, цены на авиатопливо в аэропортах России колеблются от 23 тыс. руб. до 49 тыс. руб./т.
В начале года авиаперевозчики заявили о необоснованном росте цен на авиатопливо. В частности, гендиректор авикомпании “Победа” Андрей Калмыков недоумевал, почему в Сочи топливо стоит в 1,5 раза дороже, чем в Москве. Замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин в начале марта заявил, что необходимости в проведении со стороны ФАС дополнительных проверок цен на авиатопливо нет, “ситуация на рынке благоприятная”. Папков считает, что “участники рынка несколько лукавят”, заявляя о высоких издержках в связи с ростом цен на авиатопливо. “В прошлом году произошла корректировка в налоговом законодательстве, а именно “налоговый маневр”, который перераспределил нагрузку с экспорта, на добычу, что сказалось на приросте цен в целом на топливо на внутреннем рынке. При этом многие забывают, что чтобы нивелировать этот эффект для авиакомпаний был введен акциз, который компенсируется авиаперевозчикам, поэтому цены в 2015 г. для них практически не изменились”, – отметил гендиректор “РН-Аэро”.
Сергей Папков также отметил, что увеличение спроса на авиационное топливо на внутреннем рынке РФ может начаться с 2017-2018 гг. Этому будет способствовать, в том числе, возобновление полетов по закрытым сейчас международным направлениям. В настоящее время полностью закрыто авиасообщение с Египтом и Украиной. С ноября 2015 г. полностью закрыто чартерное авиасообщение с Турцией, однако регулярные полеты как российских, так и турецких авиакомпаний между странами выполняются.
“В этом году мы видим, что ситуация с потреблением достаточно ровная – рынок не “проседает” к прошлому году. Рассчитываем на то, что ситуация будет стабилизироваться в сторону увеличения спроса начиная с 2017-2018 гг. Росту может способствовать и возобновление полетов по закрытым международным направлениям, и увеличение перевозок внутри страны”, – сказал гендиректор, отметив, что в целом в 2016 г. наблюдается “некоторое снижение спроса на авиатопливо на внутреннем рынке”.
Снижение объемов потребления авиакомпаниями, по его мнению, обусловлено тем, что “в связи с девальвацией рубля изменилась структура авиаперевозок – российские пассажиры переориентировались с международных полетов на более короткие внутренние, тем самым сократился совокупный объем авиатранспортной работы российских авиакомпаний, выраженной в пассажирокилометрах (снижение на 6,0% к показателю 2014 г.) и, соответственно, потребление авиатоплива”. “Перевозки пассажиров российскими авиакомпаниями сократились только на 1,2%. При этом значительно сократили перевозки пассажиров иностранные авиакомпании на международных направлениях из России (оценочно на 20%)”, – пояснил Папков, отметив, что при этом спрос на керосин со стороны федеральных потребителей, а также со стороны промышленности сократился незначительно.
Авиационный керосин производится на 9 НПЗ “Роснефти”. В 2015 г. компания реализовала на рынке весь изготовленный объем – 3,1 млн. т. “РН-Аэро” осуществляет операционный контроль над топливозаправочными комплексами (ТЗК) в аэропортах Шереметьево, Сочи, Красноярска, Краснодара, Геленджика, Анапы, Ростова-на-Дону, Абакана и др. На текущий момент компания осуществляет заправки воздушных судов “в крыло” в 37 аэропортах на территории РФ. “РН-Аэро”, по его словам, рассчитывает, что объемы потребления авиатоплива в 2016 г. будут не меньше, чем в прошлом. “РН-Аэро” занимает 30%-ную долю рынка авиационного топлива в РФ. (Rcc/Химия Украины и мира)