Победитель февральского тендера Министерства обороны по поставке авиационного топлива днепродзержинская компания “Трейд Коммодити” начала поставку на военные склады авиационного керосина производства Бакинского НПЗ. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” и источники на рынке. Эксперты отмечают, что это первая за обозримый период поставка нефтепродуктов бакинских НПЗ в Украину.
Закупка была произведена у близкого к азербайджанской SOCAR трейдера Coral. Однако “Трейд Коммодити” закупила топливо не напрямую, а через украинского трейдера WOG. В частности, импортером 6 тыс. т азербайджанского ТС-1 выступил новый оператор внешнеэкономической деятельности группы WOG – ООО “ИмпортТрансСервис”. Перевалка ресурса и таможенное оформление было произведено в порту Южный на мощностях “Стивидоринг и К” (бывший “Трансбункер-Юг”). Как сообщил источник в Энергетической таможне, анализ продукта позволил классифицировать его как средний дистиллят со ставкой акциза EUR23/т. Таможенная декларация была закрыта 21 апреля. Источник в Минобороны сообщил, что на данный момент “Трейд Коммодити” предоставила сертификаты качества, анализы проб отправлены на исследования.
По расчетам “Консалтинговой группы А-95”, учитывая сложившиеся на рынке дифференциалы при поставке авиатоплива в порты Украины, себестоимость азербайджанского ТС-1 составила около 16350 грн./т. Как показывают итоги февральского тендера Минобороны, средневзвешенная цена по трем выигранным лотам суммарным объемом 14390 т составит 17059 грн./т. При этом два лота (на 4900 и 4040 т) были выиграны по 17996 и 17399 грн./т соответственно. На тендере по этим лотам “Трейд Коммодити” опередила “Вог Аэро Джет” на 1 грн./т. Третий лот объемом 5450 т был выигран по 16000 грн./т (WOG по этой позиции заявил 16900 грн./т). Очевидно, что в отличие от первых двух названных лотов поставка третьего в текущих условиях будет убыточной.
Минобороны закупало исключительно марки ТС-1 или РТ, отказавшись от европейского аналога JetA-1. Данное обстоятельство обусловило поставку азербайджанского продукта, поскольку Россия и Беларусь по разным причинам заблокировали экспорт авиатоплива в Украину.
Как сообщил источник в Минобороны, на данный момент “Трейд Коммодити” направила военному ведомству обращение, в котором просит разрешить замену части объема ТС-1 на JetA-1. В свою очередь WOG начала переговоры с трейдерами о поставке этой марки керосина, сообщили участники рынка. “В целом это противоречит тендерным процедурам, однако в данном случае поставщикам могут пойти на встречу, учитывая, что эксплуатационных отличий между ТС-1 и JetA-1 фактически нет и это топливо уже использовалось ВСУ”, – рассказал источник в Минобороны.
По имеющимся данным, в начале мая ожидается поставка второй партии азербайджанского ТС-1.
“Трейд Коммодити” является небольшим украинским трейдером, который начал активно участвовать в тендерах госпредприятий в 2015 г. Ранее он был известен как оператор мини-НПЗ, расположенного в Днепродзержинске (Днепропетровская обл.). Компании группы WOG контролируют вторую по величине сеть АЗС в Украине и являются крупными поставщиками нефтепродуктов для предприятий госсектора. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)