Российские производители грузовых шин нарастили производство в 2015 г. на 40%. Эксперты и участники рынка связывают это с желанием производителей занять освободившиеся из-за сокращения импорта ниши. Однако с исчезновением китайских шин может появиться контрафактная продукция.
Как рассказали в компании “Кордиант”, объем производства грузовых покрышек в России в 2015 г. вырос на 40% до 2,93 млн. штук. По словам генерального директора “Кордианта” Дмитрия Сокова, в стране были введены в эксплуатацию дополнительные мощности, в том числе и на площадке ярославского завода. Это было обусловлено желанием производителей занять освободившиеся из-за сокращения импорта ниши. По данным компании, импорт грузовых шин за 2015 г. сократился на 34%, что связано с ростом цен (примерно на 15-20%), вызванным девальвацией рубля. “С российского рынка практически ушли китайские производители. В 2015 г. доля Aeolus составила 1,4% (7,3% в 2014 г.), Triangle – 2% (6,3%)”, – сообщается в материалах “Кордианта”. В целом доля китайских производителей в структуре импорта в Россию снизилась с 64% в 2014 г. до 47% в 2015 г.
Важную роль в этой тенденции сыграло решение Евразийской экономической комиссии о введении антидемпинговых пошлин на китайские грузовые шины в дополнение к действующим таможенным сборам (ставка 10%). Сейчас ставка антидемпинговой пошлины составляет от 14,8% до 35,4% от таможенной стоимости в зависимости от компании. В связи с этим полное восстановление позиций китайских игроков на горизонте 5 лет не ожидается, уверены эксперты “Кордианта”. Однако в связи с принятыми антидемпинговыми мерами в России стоит ждать увеличения контрафактной продукции. Несмотря на отсутствие данных по контрафакту, по словам Дмитрия Сокова, эта проблема всегда остро стояла из-за недостаточно эффективных мер по защите российского шинного рынка. По его словам, за счет “серых зон” в таможенном регулировании на рынок проникает контрафактная продукция с низкими качественными характеристиками.
Китайские подделки автопокрышек – не новая тема для Европы и Азии. В середине 2000-х был громкий скандал. Компания Michelin была вынуждена обратиться с иском в Еврокомиссию, требуя запрета продаж в Евросоюзе поддельных китайских автопокрышек для грузовых автомобилей под французской маркой. Тогда, по данным Michelin, по всей Европе было продано около 70 тыс. контрафактных шин. С подделкой грузовых шин в Азии сталкивались такие компании, как Continental и Yokohama. «Необходима совместная работа с госорганами по перекрытию серого импорта шин из Юго-Восточной Азии, которые декларируются на таможне по заниженной стоимости», – уверен Дмитрий Соков.
В Минпромторге и ФТС не смогли предоставить оперативный комментарий по объему контрафактной продукции и способам предотвращения ее поступления в Россию.
В настоящее время черный список стран – производителей подделок возглавляет по-прежнему Китай. Такие данные содержатся в докладе Организации экономического сотрудничества и развития, подготовленном совместно с Бюро по интеллектуальной собственности Евросоюза, о ситуации с контрафактом в мире. По данным доклада, тезисы которого опубликованы на сайте системы брэнд-контроля DAT, на долю КНР приходится 63,2% мирового контрафакта. Второе место с долей 3,3% занимает Турция, а на третьем месте Сингапур с долей 1,9%.
«Риск использования контрафактных шин в первую очередь заключается в опасности для жизни и здоровья водителей, так как только качественные шины могут обеспечить надежное сцепление с дорогой и управляемость транспортного средства», – сообщили в пресс-службе компании “Нокиан Шина”. В компании подчеркивают, что производство шин – сложный и дорогостоящий процесс, требующий серьезной материальной базы в виде специального оборудования. Такой же позиции придерживаются в Continental Tires Rus, однако отмечают, что в последнее время азиатские страны предпочитают выпускать шины под своим брэндом нежели подделывать именитых производителей, так как это сразу же будет понятно дилерам. (Rcc/Химия Украины и мира)