Калийный рынок лихорадит: цены падают на фоне накопленных больших запасов хлористого калия на складах, а подписание годового контракта с китайскими компаниями откладывается. Под ударом в первую очередь оказались поставки морем. Островком стабильности остается экспорт железнодорожным транспортом.
Китай, крупнейший в мире потребитель калийных удобрений (в 2015 г. его потребности составили более 14,5 млн. т), до сих пор не подписал годовой эталонный контракт на поставку с иностранными производителями. Таким образом, становится все более вероятным, что годовой контракт на поставки калийных удобрений в Китай не будет подписан вообще. В последний раз такая ситуация сложилась в 2009 г. В результате цены на хлористый калий сильно упали с пиковых значений 2008 г.
Вероятно, китайский контракт будет подписан лишь к концу лета или позже, полагает аналитик Raiffeisen Bank Константин Юминов. “Возможно, на этот раз первым состоится контракт с индийскими покупателями (Индия является вторым крупнейшим импортером калийных удобрений в мире). Я жду его до конца июня, – заявил Константин Юминов. – Так что теперь индийский контракт может стать более важным для рынка, показать ориентир цены”.
Пока же на мировом калийном рынке нет значимых долгосрочных контрактов. Зато на него влияют складированные в Китае 5 млн. т хлористого калия, что выше обычных остатков, и постоянно растущее китайское производство удобрений. Все это вызывает снижение цен. Вопрос в том, на каком уровне остановится падение. “В 2015 г. цена была довольной высокой – $332/т, в 2016 г. она будет ниже. Сейчас цены упали до $240-250 на споте с немедленной поставкой”, – отмечает Юминов. Это все же выше, чем $220/т, до которых стоимость хлористого калия опускалась в Бразилии в мае. По данным Bloomberg, это минимальное значение с 2007 г. Так что, похоже, китайские импортеры будут стремиться подписать контракт на уровне ниже $200/т, написал в своем аналитическом отчете Эндрю Вонг из Royal Bank of Canada.
Крупнейшим поставщиком калийных удобрений в мире является российское ПАО “Уралкалий”. На Китай у него приходится около 20% продаж. Снижение спроса и цен на мировом рынке напрямую влияет на его отгрузки. Так, по данным компании, в 2015 г. объем продаж хлористого калия снизился на 9% по сравнению с 2014 г. и составил 11,2 млн. т. Из них на экспорт пришлись 82%.
Но здесь есть одна тонкость – сокращение поставок касается в основном портов. Перевозки по железной дороге стабильны. В первую очередь это внутренние перевозки (они выросли в 2015 г. на 5% до 2 млн. т). Во-вторых, около 120 тыс. т ежемесячно напрямую экспортируется в Китай железнодорожным транспортом. “Такие поставки идут только в Северный Китай, где нет портов. Это около 1,44 млн. т/год, этот объем останется в 2016 г. на уровне предыдущего года”, – отмечает Константин Юминов. Он ожидает постепенного восстановления спроса на калийные удобрения в Поднебесной. Так что в перспективе их поставки по железной дороге вырастут до 2,2 млн. т/год.
Эти прогнозы подтверждаются инвестициями в расширение их производства. “Уралкалий” к 2020 г. намерен вложить в развитие около 300 млрд. руб., что позволит нарастить выпуск калийных удобрений на 29% до 14,4 млн. т. В декабре 2015 г. компания заключила соглашение с ПАО “НПК “Объединенная вагонная компания” на поставку 400 хопперов-минераловозов повышенной грузоподъемностью 76,5 т. Всего же “Уралкалий” владеет 8 тыс. специализированных вагонов.
Кроме того, компания “Еврохим” в конце 2017 г. пустит Усольский (Пермский край) и Гремячинский (Волгоградская обл.) калийные рудники. В течение 2 лет они выйдут на полную мощность, в результате к 2020 г. на железной дороге появятся дополнительно до 4,6 млн. т грузов в год. Поставки пойдут на заводы “Еврохима” и на экспорт через черноморские и балтийские порты. (gudok.ru/Химия Украины и мира)