В список НПЗ, которые Ростехнадзор проверит по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича, включены 27 средних и крупных предприятий. Цель проверок – контроль экспорта темных нефтепродуктов, говорят в аппарате вице-премьера. Источники предполагают, что правительство может подозревать ряд НПЗ в создании “лишних звеньев” в цепочках по перепродаже мазута на экспорт или в уходе от таможенных пошлин.
Ростехнадзор составил перечень нефтеперерабатывающих предприятий, которые не обеспечивают выработку товарных нефтепродуктов, но осуществляют их экспорт. Внеплановые проверки таких НПЗ Ростехнадзору поручил провести вице-премьер Аркадий Дворкович. В ведомстве отметили, что проверки затронут, в частности, Туапсинский НПЗ “Роснефти”, комплекс Усть-Луга «НОВАТЭКа», Афипский НПЗ, Краснодарский НПЗ, Яйский НПЗ, Ильский НПЗ, Новошахтинский НПЗ, Марийский НПЗ, ООО “Томскнефтепереработка”, Приморский нефтяной терминал и “более мелкие предприятия и нефтебазы, которые заявляют о себе как о производителях, но не зарегистрированы в реестре особо опасных объектов”, всего 27 предприятий.
В чем необходимость такой проверки, в профильных ведомствах не поясняют. Источник в Минэнерго говорит, что о списке Ростехнадзора ничего не слышали. Представитель Аркадия Дворковича пояснила, что целью проверки является “усиление контроля за экспортом темных нефтепродуктов” (в основном это мазут). В компаниях, владеющих НПЗ, говорят, что не извещены о готовящихся проверках, и не комментируют их. В «НОВАТЭКе» заявили, что комплекс по переработке стабильного газового конденсата в Усть-Луге занимается производством товарной продукции и не может быть отнесен к категории предприятий, обозначенных Ростехнадзором.
Один из источников, знакомых с ситуацией, считает, что проверка является серьезной, но направлена на выявление перекупщиков и “лишних звеньев” в цепочке продаж от завода до потребителя. “Абсолютно неясно, почему проверку поручили Ростехнадзору, поскольку агентство отвечает за промышленную безопасность”, – отмечает еще один собеседник в отрасли. Другой собеседник предположил, что проверка направлена на контроль соответствия производимых продуктов и уплаты с них акцизов и экспортных пошлин. Но возможный механизм обхода экспортного контроля не ясен. По словам источников на рынке, ссылающихся на статистику ОАО «РЖД», с некоторых независимых НПЗ значительные объемы нефтепродуктов отгружаются на экспортные терминалы, но в качестве направления отгрузки указывается внутренний рынок. Теоретически часть товара может отправляться за рубеж без уплаты таможенной пошлины, считает он. По данным собеседников, есть случаи неуплаты пошлин, когда нефтепродукты продаются для бункеровки судов, а на самом деле идут на экспорт.
При этом с 2016 г. в рамках налогового маневра ставка экспортной пошлины на мазут достигла 82% от нефтяной, а в 2017 г. должна вырасти до 100%. Правительство полагало, что рост пошлины на мазут должен стимулировать компании инвестировать в модернизацию и увеличивать объемы выпуска светлых нефтепродуктов. По крайней мере, с 7 компаниями из списка Ростехнадзора у ФАС и Росстандарта есть соглашения о модернизации. Но если увязывать недовольство правительства с ходом реализации этих соглашений, то появление в списке комплекса Усть-Луга, построенного 3 года назад, выглядит странно. В “Роснефти” сообщили, что на Туапсинском НПЗ идет масштабная реконструкция, которая предусматривает увеличение мощности до 12 млн. т нефти в год и глубины переработки до 98,5%. По данным компании, в 2015 г. завод переработал 9,6 млн. т нефти.
Ростехнадзор самостоятельно может проверить оборудование, технологию переработки сырья и производства нефтепродуктов на заводах, а также оценить ход их модернизации, полагает Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”. Но для проверки объемных и экономических показателей работы НПЗ может потребоваться участие иных ведомств, добавил он. (Нефть России/Химия Украины и мира)