Оптовые цены на бензин и дизельное топливо этой зимой изменили привычной сезонной динамике. Вместо традиционного резкого снижения с начала ноября цены стабилизировались – на бирже СПбМТСБ бензин АИ-95 стоит около 40,5 тыс. руб./т, что соответствует уровню конца мая, и на 3 тыс. руб. ниже абсолютных летних максимумов. В 2015 г. разница цен июля и декабря составляла более 10 тыс. руб./т.
По зимнему дизтопливу (ДТЗ) биржевые цены вышли на абсолютные исторические максимумы (около 39,5 тыс. руб./т), чему способствует холодная зима. В рознице рост пока менее заметен. По данным Росстата, за неделю до 18 декабря цена бензина в среднем по РФ выросла на 3 коп. до 36,31 руб./л, дизтопливо подорожало на 28 коп. до 36,63 руб./л.
“Мы наблюдаем нехарактерное для декабря повышение цен на оптовом рынке: на продажу выставляются январские объемы топлива, что связано в основном с изменением налогов в следующем году”, – считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Рост НДПИ по нефти в рамках налогового маневра в отрасли должен был компенсироваться снижением акцизов на нефтепродукты, но в итоге ставки акцизов на бензин остались прежними, на дизтопливо – выросли, отмечает он. Экспортная пошлина на бензин с января снижается примерно в 2 раза, а акцизы остаются прежними, в результате существенно увеличивается привлекательность экспорта топлива, замечает Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков”. По его мнению, оптовые цены на бензин и дизтопливо в январе–феврале будут стремиться к экспортному паритету. При сопоставимой конъюнктуре внешнего рынка это означает рост на 3-4 тыс. руб./т от текущих значений.
Собеседники на рынке считают, что нефтекомпании уже сейчас закладывают высокий экспортный паритет в цены, готовясь вывозить товар в январе. “Ситуация именно такая, как все предупреждали: если Минфин сокращает налоговую субсидию для внутреннего рынка в виде разницы между экспортной пошлиной на нефть и нефтепродукты, то, естественно, цены на топливо внутри страны будут расти”, – говорит источник в одной из крупных нефтекомпаний. “Акцизы фактически тоже повысили, а теперь и цена нефти выросла, а рубль укрепляется пока медленнее, чем растет нефть, так что ситуация для внутреннего рынка тревожная”, – отмечает он. Другой собеседник добавляет, что резкий рост цены ДТЗ объясняется в том числе переходом на стандарт Евро-5 – теперь для его получения нельзя просто смешать летнее дизтопливо с авиакеросином ТС, смесь не соответствует Евро-5 по содержанию серы. “Нужно использовать либо марку РТ, либо низкосернистый технический керосин, их производится меньше, в итоге сейчас есть нехватка ДТЗ на фоне морозов”, – говорит он.
ФАС проводит плановую работу по мониторингу ситуации на рынке и считает, что значительного роста цен в январе быть не должно, заявил начальник профильного управления службы Дмитрий Махонин. Он добавил, что не ожидает и значительного роста экспорта бензина. Но вопрос в том, как будет действовать ФАС, если цены на нефть вырастут еще сильнее, говорят собеседники на рынке. Несмотря на низкий спрос зимой, из-за длительного ремонта на Московском НПЗ “Газпром нефти” рынок бензина в январе–марте 2017 г. не будет, как обычно, профицитным. Если ФАС будет жестко сдерживать цены на внутреннем рынке в условиях, когда экспорт значительно выгоднее, это может привести к недопоставкам. Введение в такой ситуации экспортных ограничений, даже неформальных, может вызвать полноценный кризис из-за паники. Но резкого роста цен на топливо ФАС тоже не может допустить. “Регулятору придется искать баланс в условиях, когда все факторы могут сложиться крайне негативно”, – заключает один из источников. (Rcc/Химия Украины и мира)