В 2016 г. потребление сжиженного газа выросло на 30% – таков был ответ автомобилистов на дороговизну бензина. Рекордный прирост сопровождался разноплановыми событиями во всех секторах рынка: в розничном и оптовом кластерах, импортных поставках, законодательном поле, государственном регулировании. Растущий бизнес обратил на себя внимание властей и кто-то уже ощутил их удушающие объятия.
По подсчетам “Консалтинговой группы А-95”, в 2016 г. потребление пропан-бутана в Украине составило 1,45 млн. т, что на 335,8 тыс. т больше, чем в 2015 г., или почти вдвое больше, чем в 2009 г. Около 40 тыс. т из этого объема было потреблено в коммунально-бытовом секторе (баллоны), еще 50-60 тыс. использовано на отопление, главным образом промышленных объектов. Оставшиеся 1,35 млн. т ушли на рынок через автозаправочный “пистолет”.
В общем балансе моторных топлив, который традиционно формировали исключительно бензин и дизтопливо, доля сжиженного газа выросла за год с 13% до 15,2%. Для сравнения: в Польше, всегда считавшейся примером повышенной пенетрации пропан-бутана, этот показатель составляет 12,6%. Для сравнения: в Польше, всегда считавшейся примером повышенной пенетрации пропан-бутана, этот показатель составляет 12,6%. Если же брать сугубо продажи через розничную сеть, то доля пропан-бутана достигла 34% и почти сравнялась с бензином (2,54 млрд. л газа против 2,65 млрд. л бензина).
Факторы привлекательности газа традиционны – дороговизна бензина, доступность заправочной инфраструктуры, развитость сети по переоборудованию транспорта. Все это, помноженное на бедность населения, и дало такой фантастический результат. Неожиданность также в том, что ценовое соотношение бензин/газ в 2016 г. было аналогичным 2015 г. (46% в среднем по году), но результат превзошел ожидания.
По словам представителей сферы переоборудования транспорта на пропан-бутан, наплыв клиентов летом 2016 г. был максимальным за всю историю. Этому не в последнюю очередь способствовали позитивные изменения в сфере установки газобалонного оборудования (ГБО). В Украине начали развиваться сети СТО, которые берут под крыло бывших “гаражных” специалистов, обеспечивая их теоретической и технологической базой. Развитие технологий ГБО позволяет запускать новые интересные проекты с долгоиграющими перспективами. Так, в августе компания “Автотранс” (Полтава) установила первый комплект ГБО на трактор агрофирмы “Астарта-Киев”. “Пока мы стабильно вышли на замещение 20% дизельного топлива пропан-бутаном, сейчас работаем над увеличением этого индекса до 30%”, – говорит главный инженер “Автотранса” Валентин Заворотюк.
Говорить о технологическом прорыве пока рано, но прецедент создан, а опыт получен. По словам В. Заворотюка, в компании ожидают активизации газодизельного направления в 2017 г. – рост ставок акцизов на дизтопливо на фоне сокращенного роста ставок на автогаз обещает ощутимое улучшение экономики для переоборудованного крупнотоннажного транспорта.
Подтягивается и заправочная инфраструктура. Общая сеть пунктов заправки газом в Украине едва ли поддается исчислению, во всяком случае, официальные цифры и близко не отвечают реальной численности. По очень приблизительным оценкам, количество заправок перевалило за 4500, из которых 1600 принадлежат крупным сетям АЗК.
Из заметных прорывов 2016 г. можно выделить ОККО. Сеть усиленно наверстывает былое отставание от конкурентов, открыв за год 64 АГЗП. Имея 211 точек реализации газа, ОККО сократила разрыв с ближайшим конкурентом WOG, который в рекордный год умудрился даже потерять девять газовых модулей (241 объект на конец года), хотя изначально заявлял о планах наращивания сети до 270 единиц. Не произошло и ожидаемое несколько лет открытие газонаполнительной станции WOG в Днепре, вновь перенесена программа по закупке новых газовозов.
Тихо расширяется “Приват”, нарастив за год сеть газовых пунктов с 401 до 420. Учитывая, что общая популяция заправок в этом конгломерате превышает 1500 единиц, “Привату” еще есть куда расти. “БРСМ-Нафта”, второй известный дискаунтер, увеличила за год сеть модулей с 148 до 167. У этой связываемой с Эдуардом Ставицким сети какая-то особая любовь с газом: несмотря на блокирование фискалами работы 95 АЗС компании и прекращение продажи бензина и ДТ, почти все они продолжают реализацию газа.
Оставался в тренде и австрийский AMIC. За год украинскому подразделению удалось открыть 5 модулей – впервые с начала кризиса.
По непонятным причинам новых газовых модулей не открывал лишь SOCAR.
Основной же пульс развития бился у нелегалов. Поскольку эти станции нигде не зарегистрированы и размещаются без разрешений, установить их количество практически невозможно. В середине года в Киеве и Киевской области новые объекты появлялись буквально каждую неделю. Стимул такому бурному развитию дали новшества в фискальном законодательстве. Увеличение розничного акциза на сжиженный газ до уровня бензина нарастило премию нелегалов до 2,5-3 грн./л (помимо стандартной наценки), что позволило усилить демпинг и увеличить продажи. В результате многие ритейлеры, включая легальных, завернули большинство продаж пропан-бутана мимо кассы. “Мы были вынуждены отказаться от работы с некоторыми клиентами, в том числе и крупными, из-за требования настроить кассы на двойной учет продаж”, – говорит представитель крупнейшей компании-поставщика кассового программного обеспечения в Украине. Один только Киев в 2016 г. недосчитался в казне порядка 300 млн. грн. розничного акциза, а потери всех местных бюджетов превысили 2 млрд. грн.
В конце 2016 г. розничный акциз ликвидировали, перенеся его в основную ставку налога. “Почву из-под ног нелегалов это не выбьет, но значительно сократит их коррупционный фонд, за счет которого они отбиваются от проверяющих. Для мелких операторов такие изменения станут роковыми”, – считает директор ООО “Харьковрегионгаз” Андрей Сиденко, управляющий 47 АГЗП в Харьковской, Черниговской и Сумской областях.
Случайно или нет, но уже появляются рапорты о возбуждении уголовных дел против нелегалов, которым ранее все сходило с рук. Кроме того, в конце года ГФС провела волну доначислений в сумме 3,1 млрд. грн. налогов и штрафов за неправомерный уход от начисления розничного акциза на коммерческие продажи через АЗС. Вероятно, этим интерес фискалов не ограничится, так как явление было более чем массовым. Как показывает практика, за этот крючок налоговики будут дергать оптимизаторов еще долго.
Не менее насыщенными были события в оптовом сегменте рынка. Весь 2016 г. прошел под знаком диверсификации поставок. Появление новых источников снабжения рынка прогнозировалось давно и лишь ждало своего момента. Альтернативные РФ и Беларуси каналы прорабатывались с самого начала российской агрессии в Донбассе, однако реальных подвижек было немного. По итогам 2016 г. РФ остается крупнейшим поставщиком сжиженного газа в Украину с долей рынка в 54%, а суммарно с зависимыми от РФ белорусскими производителями – 70%, в то время как годом ранее этот показатель составлял 60%. По факту практически весь рост рынка в 2016 г. был покрыт газом российского производства.
Экспансия россиян и белорусов имеет экономическое обоснование. Дороговизна транспортировки СУГ делает близкую для российских поставщиков Украину наиболее желанным рынком сбыта. Логистическое преимущество россиян привело к тому, что, даже давая более низкую по сравнению с другими источниками цену, Украина остается для них премиальным рынком: заработок тут выше, чем, в Польше или Турции. Этим, в частности, объясняется острое нежелание россиян прибегать к разного рода ограничениям поставок.
Время проверять альтернативу настало в июне, когда аварийная остановка Локосовского НПЗ, одного из крупнейших в РФ предприятий по производству сырья для сжиженного газа, взвинтила цены на сжиженный газ сначала в РФ и Украине, а затем и во всей Восточной Европе. Заместить выпавшие объемы удалось в первую очередь за счет поставок из Восточной Европы – Польши, Литвы, Венгрии, Румынии. Позднее подтянулись такие источники, как Нидерланды, Швеция, Хорватия.
По словам импортеров, найти замену близким по логистике РФ и Беларуси – дело не дешевое. “В большинстве случаев поставки с альтернативных направлений выгодны в высокий сезон и период высоких цен, а также при существенном перекосе товарного баланса, как это было в 2016 г.”, – отметил начальник отдела реализации “УПК Коммерц” Сергей Ермаков.
Знаковым событием стала первая в истории Украины поставка газа по морю: в сентябре компания “Газтрон-Украина” привезла дебютный танкер с египетским пропаном в порт Черноморска (бывший Ильичевск). По словам руководителя “Газтрона” Владислава Колодяжного, всего в рамках проекта было поставлено более 15 тыс. т.
Ранее импорт по морю, кроме ценовой составляющей, всегда был ограничен и инфраструктурой. Однако в 2016 г. транзитные потоки сжиженного газа через Украину катастрофически сократились, высушив, в частности, перевалку “Привата” в Черноморске. Отсутствие работы сделало владельцев комплекса более конструктивными.
Объемы “альтернативы” пока незначительны – 4,5% всего рынка, но здесь важен сам факт данных поставок. Каждый вагон и автомобиль с новых направлений дают украинским операторам бесценный опыт, что в будущем значительно облегчит работу. Летняя встряска показала, что в случае российского эмбарго на поставку газа проблема будет решена за 7-10 дней, хотя и будет сопровождаться ростом цены на заправке на 70-80 коп./л.
Что же касается внутренних производителей сжиженного газа, то из-за нехватки сырья объемы отечественного производства пропан-бутана падают. Вместе с тем общий рост цен в 2016 г. их немало порадовал.
Еще одной знаковой тенденцией 2016 г. стало повышение интереса представителей власти к растущему рынку. Местные власти все активнее втягиваются в борьбу с нелегалами. Борьба эта своеобразная, но она есть. В частности, региональные власти, как правило, это главы местных громад, ощипывают газотрейдеров, тем самым снижая привлекательность этой деятельности. В Киеве процесс демонтажа и последующего возврата газовых модулей на прежнее место стал обыденным. По неофициальным данным, остальные платят дань в 20-30 тыс. грн. в месяц с заправки. Но интерес растет, ведь контролеров в Украине более чем достаточно. Если сначала проблемой нелегалов в Киеве занималась только мэрия, то во второй половине 2016 г. подключились различные ведомства от охраны труда, ГФС, прокуратура. Правда, результат тот же: после демонтажа и невидимых манипуляций объекты возвращаются на место.
Иная проблема ждала трейдеров на таможне. СБУ в ноябре 2016 г. стала создавать серьезные барьеры в оформлении импортного газа. В частности, служба начала отправлять на таможенные посты внутренние ориентировки со списками компаний, газ которых подлежит тщательному досмотру, в том числе и забору проб для проведения анализа. В результате простои ряда партий газа растянулись на 2 месяца, нанося огромные убытки грузовладельцам. По словам В. Колодяжного, противодействие СБУ ставит под большой вопрос диверсификацию поставок газа в Украину. “В планах компании продолжить поставки по морю и в 2017 г. Однако на текущий момент реализация проекта под угрозой из-за блокирования таможенными органами оформления грузов. Заинтересованности государства в диверсификации поставок пока не просматривается”, – констатировал В. Колодяжный.
Окончательно борьба с невидимым врагом скомпрометировала себя в декабре, когда по рекомендации СБУ сотрудниками полиции была проведена облава на таможенном посту “Купянск энергетический”. “По документам газ завозился для социально-бытовых нужд, а фактически реализовывался на заправочных станциях”, – сообщили тогда в полиции, явно не понимая, что в налогообложении бытового газа и автомобильного пропан-бутана в Украине нет никакой разницы. Почему силовики вцепились в газ, доподлинно неизвестно. Одни считают, что их вдохновил пример беглеца Курченко, придумавшего уникальную систему «обилечивания» импортеров. Другие объясняют это удобством работы с “газовым” контингентом – в большинстве своем небольшими, а поэтому уязвимыми и сговорчивыми компаниями. Но в итоге происходит полная компрометация реформ, которые, надо признать, в области поставок нефтепродуктов и сжиженного газа дают отчетливый результат в виде исчезновения контрабанды и снижения доли фальсификата.
По большому счету, подобного рода неожиданные проблемы со стороны силовиков являются на сегодняшний день главным видимым препятствием на пути перспективного рынка пропан-бутана. С остальными проблемами он уже научился бороться самостоятельно.
Топ-события рынка автогаза в 2016 г.:
- Остановка Локосовского ГПЗ, повлекшая дефицит ресурса на рынке Восточной Европы (июнь).
- Начало проверок качества газа Службой безопасности Украины (ноябрь).
- Угроза эмбарго на поставки газа из РФ (сентябрь).
- Активизация нелегальной торговли из-за увеличения ставки розничного акциза (январь).
- Ликвидация розничного акциза (декабрь).
6. Поставка первого танкера с пропан-бутаном в Украину (октябрь). (Артем Куюн, аналитик “Консалтинговой группы А-95”, oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)