“Укргаздобыча” всегда находилась под пристальным вниманием СМИ. Когда в 2015 г. у руля госкомпании встал новый менеджмент во главе с Олегом Прохоренко, внимание усилилось. И это не удивительно – компания стала одним из главных отраслевых ньюсмейкеров в 2016 г.
Директор по коммерции “Укргаздобычи” Сергеем Федоренко подвел итоги 2016 г. и рассказал о планах на 2017 г. За этот год компания продвинулась по всем фронтам: переработка, маркетинг, трейдинг, персонал. Первая часть беседы посвящена переработке и качеству продукции, одной из сфер, которая впервые за всю историю так активно развивалась в компании.
OilNews: Шебелинские светлые продукты уже все соответствуют Евро-5?
Сергей Федоренко: Мы производим большую часть топлива экологического класса Евро-5: весь бензин А-95, все дизтопливо. “Двойку” еще в конце 2016 г. хотели оставить на длительный срок качества Евро-4 – не было экономического смысла вкладываться в новое оборудование, заниматься перенастройкой старого для поддержки серы на уровне ниже 0,01%. Хотели сделать это плавно, чтобы до 1 января 2018 г., когда новые требования техрегламента вступят в силу, все наше топливо соответствовало стандарту Евро-5. Но с января увидели, что это единственный наш “якорь”, единственный продукт, о котором могут сказать, что он хуже других на рынке. Поэтому поэтапно, с февраля, переведем объемы автоналива на качество Евро-5. Если увидим отклик от рынка – в течение следующего месяца весь объем будем производить и отгружать уже такого класса. “Двойка” пока не суперуспешный проект по сравнению, например, с дизелем, мазутом и масляным дистиллятом. Но бензины – это большая часть нашей продукции. Мы все время боремся с нашим традиционным рынком, который привык покупать шебелинские топлива с огромным дисконтом от импортного паритета.
OilNews: С учетом удорожания А-95 и ДТ в новом качестве, каким будет срок возврата инвестиций на завод?
Сергей Федоренко: Вложения в бензины мы отбили за первые три месяца. Для возврата инвестиций в гидроочистку ДТ (около 80 млн. грн.), думаю, нужно реализовать еще порядка 50 тыс. т. Это около полугода. Начав производить Евро-4 и Евро-5, мы только на акцизе за три месяца (гидроочистка была пущена в сентябре), пока существовала дифференцированная ставка акциза на ДТ, сэкономили 29 млн. грн. Наш пессимистический прогноз опирался как раз на то, что мы отобьем инвестиции только на акцизе.
OilNews: На какой объем переработки вы вышли в 2016 г.?
Сергей Федоренко: Переработка составила 515,4 тыс. т по сравнению с 473 тыс. т по итогам 2015 г., на 10% нарастили.
OilNews: За счет чего такой рост?
Сергей Федоренко: За счет небольшого увеличения производства собственной нефти и газоконденсата, а также закупки сырья. Это нефть украинских производителей, небольшой объем импорта, а также стабильный газовый конденсат от переработки давальческих объемов ШФЛУ на ТЦСК Базилевщина (Селещинский ГПЗ) и Яблунивском ГПЗ.
OilNews: А какие цифры по производству продуктов?
Сергей Федоренко: Из-за изменения схемы производства товарные бензины уменьшились. Мы продаем бензиновые фракции – например, риформат. По дизелю у нас прирост порядка 7%. За счет того, что мы начали перерабатывать казахстанскую нефть, в которой достаточно высокий дизельный фактор. Мазут уменьшили. Из него начали делать вакуумный смазочный дистиллят, который берут на экспорт или в допереработку.
OilNews: “Укртатнафта” не забирает его?
Сергей Федоренко: Большей частью туда и идут поставки, но это не единственный покупатель.
OilNews: Что Вы скажите о привлечении сырья в 2017 г.?
Сергей Федоренко: Мы заключили годовые контракты на поставку 20 тыс. т МТБЕ. Ранее покупали его короткими тендерами. Так смогли оценить логистику и качество разных производителей. По нефти – это постоянный процесс, потому что мы объявляли тендер, поступили предложения только на первую половину года.
OilNews: Уже известен объем на полугодие?
Сергей Федоренко: Да. Всего мы планировали три вида сырья и компонентов для покупки общим объемом 120 тыс. т на 2017 г. Это порядка 70 тыс. т нефти, 30 тыс. т ШФЛУ и 20 тыс. т МТБЕ.
OilNews: С кем заключили контракты по нефти?
Сергей Федоренко: У нас идут поставки нефти “Жаикмунай”. Но я не могу сказать, что мы с ними “заключились” на все 70 тыс. т. По этому производителю вопрос открыт. Он собирается уходить в трубопроводные поставки по проекту “Восток”, поэтому колесных партий может не быть. Мы, конечно же, наблюдаем и очень плотно общаемся по поводу морской нефти – как иранской, так и азербайджанской.
OilNews: Кременчуг прорабатывает морские поставки. Вы рассчитываете на одесский канал?
Сергей Федоренко: Бесспорно. Но мы рассчитываем: а) на более адекватные цены; б) на повышение нашей эффективности. Для привлечения допсырья нам нужно понять, что мы встали в единую линейку со всеми мировыми НПЗ, которые конкурируют за дешевое сырье. Или за недешевое. У Кременчугского НПЗ есть свои плюсы в виде 1500 собственных АЗС, где они имеют максимальную маржинальность. У нас такой роскоши нет. Но они за то и в 6 раз больше собираются переработать – 3 млн. т, мы – 550 тыс. т. Концептуально мы хотим покупать с моря – это Иран и Азербайджан. Как конденсат, так и нефть. Также мониторим колесные предложения с востока.
OilNews: Правильно ли, что эти 10 тыс. т в месяц – все, что вам нужно, больше сырья вы не потянете? Или есть долгосрочная перспектива?
Сергей Федоренко: Наша задача довести все процессы – и первичные, и вторичные – с сохранением самого наивысшего качества, на данный момент Евро-5, до 600 тыс. т переработки. Это те проекты, которые были поставлены еще в 2016 г. В 2017 г. мы должны переработать 530-550 тыс. т сырья, в 2018 г. – до 600 тыс. т. Это оптимальный объем переработки, без каких-либо достроек и новых инвестиций в производство.
OilNews: Какова судьба Львовской битумной установки? Можно ли привлечь сырье?
Сергей Федоренко: К нам уже обращались компании с сырьем (битуминозная нефть или же полупродукты переработки). Эти тяжелые остатки, в принципе, готовы. Мы смотрим на то, чтобы там еще использовать пластификаторы для улучшения его качества. Чтобы это был стандартный битум БНД 60/90. Если в 2016 г. фокус всего downstream в компании был на Шебелинском заводе – доведение качества, привлечение первых адекватных объемом сырья, то в 2017 г. помимо Шебелинки, где начаты сложные технологические проекты, фокус будет сосредоточен на LPG и дополнительных продуктах, в том числе битумах.
OilNews: Что было сделано в 2016 гю в сегменте производства LPG?
Сергей Федоренко: В 2016 гю мы продолжили и привлекли новые компании по давальческой переработке. Начали ее на Яблуновском заводе. Пустили проект хранения купленного у нас ресурса на Селещенском и Яблуновском ГПЗ. Улучшили качество на Тимофеевке. Уменьшили содержание метана и этана. Без этого лето мы нормально бы не прошли, мы и дальше контролируем эти показатели. Из проектов, которые у нас на повестке дня, – увеличение производства ШФЛУ с текущей сырьевой базы на Тимофеевской установке. Там во время весеннего ремонта планируется переоснащение газофракционирующей колоны. На ГЕС “Солоха”, где компримируется газ и производится ШФЛУ для ТЦСК Базиливщина, будет улучшен отбор ШФЛУ, мы сразу же увидим плюс и по LPG. Там должны увеличить отбор ШФЛУ на 10 тыс. т. Рассчитываем в итоге выйти на 170-175 тыс. т СУГ в 2017 г. (+1,1% к 2016 г.; на протяжении последних лет производство СУГ на заводах “Укргаздобычи” перманентно падает – за 2010-2016 гг. падение составило 28%). Это за счет так называемой внутренней оптимизации, собственной закупки сырья планируем по 3 тыс. ШФЛУ в месяц закупать самостоятельно.
OilNews: На каком этапе Хрестыщенский ГПЗ?
Сергей Федоренко: На этапе предпроектных работ. Сейчас переделано ТЭО, проект привязан к текущим ДБН, вскоре будет тендер на базовый проект. После этого будет тендер на инжиниринг с выбором оборудования и на строительство.
OilNews: Учитывая все факторы, какие сроки пуска реальны?
Сергей Федоренко: Пуск в 2019 г. Если сегодня компания производит порядка 14-15 тыc. т LPG в месяц, то мощность этого завода планируется на уровне 9 тыс. т в месяц, то есть это +60% к нынешнему производству. Как небольшая Шебелинка или громадная Селещина.
OilNews: Трудно ли было убедить рынок в реальном качестве продуктов? Кто среди покупателей сегодня?
Сергей Федоренко: Представители региональных сетей в Харьковской и Полтавской областях сами проверили качество этого бензина, оно их более чем устраивает. Среди покупателей есть довольно неожиданные компании, но в основном это региональные сети Ultra, “Надежда”, “Автотранс”, Marshal, SUN OIL, “БРСМ-Нафта”. Сейчас боремся за Топ-5 ритейла, ведем с ними переговоры.
OilNews: Почему так тяжело достучаться до мейджоров?
Сергей Федоренко: Крупным брэндовым сетям АЗС нужен прогнозированный партнер со стабильно высоким качеством. Наша программа минимум – стать крепким региональным игроком на рынке оптовых поставок, программа максимум – конкурировать на всей восточной территории Украины. Есть некоторые успехи: в определенный период 2016 г. вместо того, чтобы импортировать дополнительные танкеры, “Приват” покупал топливо у нас. Для нас главная задача – прочно выйти на Евро-5 в 2017 г. и эффективно доказывать и подтверждать это качество. Об этом должны знать не только профильные участники рынка, но и владельцы автомобилей, чтобы они хотели заправляться нашим топливом. Поэтому с января ежеквартально будут публиковаться результаты независимых инспекций, постоянно подтверждающие качество. Мы также обновляем в этом году свою лабораторию, вкладывая порядка $1 млн. Ставим самое современное оборудование, которое только может быть для нефтехимической продукции. Мы верим ее результатам и, в то же время, хотим давать мнение третьей стороны – арбитров мирового класса: SGS, Saibolt, Inspectorat. Будем раз в квартал отбирать пробы и публиковать результаты. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)