16 марта Кабинет министров принял постановление, которым с 1 апреля вводится государственная программа компенсации цен на лекарства – реимбурсация. Всего на возмещение стоимости препаратов Кабмин заложил в госбюджете на 2017 г. 500 млн. грн.
И. о. министра здравоохранения Уляна Супрун рассказала о том, какие лекарства будут участвовать в государственной программе компенсации цен, насколько она будет добровольной для аптек и фармпроизводителей, а также кто будет выдавать рецепты на льготные медикаменты. Глава Минздрава также сообщила, каких изменений стоит ожидать украинцам в вопросах оказания медицинской помощи, об особенностях госзакупок медикаментов в этом году.
– Правительство заявило, что с 1 апреля в украинских аптеках заработает государственная программа возмещения цен на лекарства из госбюджета – реимбурсация. Все ли готово к этому?
– Мы постепенно готовимся к этому. Кабмин принял порядок распределения субвенции в размере 500 млн. грн. из госбюджета местным бюджетам для того, чтобы у местных властей были деньги на такую компенсацию. 16 марта (интервью состоялось 13 марта) правительство должно принять остальные постановления, которые будут регулировать программу реимбурсации. В частности, будут утверждены постановления по ценам, по которым будут выплачиваться компенсации, как будет происходить эта процедура и так далее. Кроме того, на этом же заседании правительство должно принять два постановления – новый Национальный перечень лекарств и государственную стратегию обеспечения лекарствами до 2025 г. (стратегия так и не была принята правительством 16 марта).
– Ранее Минздрав установил цены на лекарства, которые должны были принимать участие в реимбурсации на очень низком уровне. При этом поставщики не имели права продавать лекарства выше установленных цен, даже в случае нежелания участия в госпрограмме. В результате поставщики лекарств отказались завозить и продавать лекарства по указанным им ценам. Кабмин и Минздрав решили переработать механизм расчета цен, чтобы предотвратить возможные перебои с медикаментами. Удалось ли Минздраву договориться о ценах с поставщиками лекарств?
– Мы провели много встреч с производителями, дистрибуторами, аптечными сетями, чтобы договориться, чтобы все были заинтересованы принимать участие в этой программе. Мы хотим достичь таких условий, когда всем было бы выгодно иметь в ассортименте лекарства, которые участвуют в программе реимбурсации, и они были бы доступны пациентам. Реимбурсация будет осуществляться следующим образом. Врач выписывает рецепт, в котором указывает действующее вещество, а не торговое название лекарства. В аптеке пациенту будет компенсироваться стопроцентная стоимость самого дешевого дженерика, то есть он будет предоставляться бесплатно. Если пациент захочет купить более дорогой препарат с тем же самым действующим веществом, то ему придется доплатить аптеке разницу между суммой государственной компенсации и розничной ценой на лекарство. Мы рассчитаем так называемую “медиану цен”. Возьмем средние цены на эти лекарства в пяти соседних странах (Польша, Словакия, Латвия, Чехия и Венгрия) и высчитаем из них общую среднюю цену – медиану. В случае, если в Украине цены на лекарства будут ниже медианы, то они смогут участвовать в реимбурсации – или полностью компенсироваться (если это самый дешевый дженерик), или если цена выше самого дешевого, но не выше медианы, то пациенту придется доплатить разницу. Допустим, в одной стране препарат стоит 5 евро, в другой – 6, в третьей – 7,5, четвертой – 9 и пятой – 10 евро. Получается, что средняя цена составляет 7,5 евро. Таким образом, все лекарства, которые в Украине попадут в пределы от 5 до 7,5 евро в пересчете на гривну, смогут участвовать в программе реимбурсации. Когда пациент придет в аптеку с рецептом от врача, по которому он может получить реимбурсируемый препарат, то сможет бесплатно получить лекарство за 5 евро в пересчете на гривны. Если он не захочет получить лекарство за 5 евро, а другое, то тут надо будет смотреть по ситуации. Если это лекарство будет стоить не выше 7,5 евро, например 7 евро, то пациенты придется доплатить разницу в 2 евро. Если же лекарство будет стоить 8 евро, то есть выше медианы, то этот препарат не будет участвовать в программе и пациенту надо будет заплатить все 8 евро в гривневом эквиваленте.
– Зачем было так усложнять условия работы программы? Почему нельзя было разрешить участие в ней и дорогим брэндовым лекарствам?
– Самой главной задачей для нас было сделать доступными лекарства для социально незащищенных слоев населения. Дорогие лекарства из определенных нами для реимбурсации групп заболеваний, как правило, покупают достаточно зажиточные люди. Они могут позволить себе покупать медикаменты и без компенсации со стороны государства.
– Препараты для лечения каких заболеваний будут попадать под программу реимбурсации?
– Для реимбурсации выбраны сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет II типа (неинсулинозависимый, – ред.) и астма. Мы определяли не случайные заболевания, а те, которыми украинцы больше всего болеют, или от которых больше всего умирают. Кроме того, выбраны заболевания, которые можно вылечить в самом начале за относительно небольшие средства, чтобы в будущем, при ухудшении заболевания, государство не выделяло огромные суммы для спасения пациента. Если пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями будут постоянно принимать относительно дешевые лекарства, то у них не будет инсульта или инфаркта, лечение которых стоит больших денег.
– Участие в программе реимбурсации для фармпроизводителей будет добровольным или обязательным?
– Оно будет добровольным. Но большинство фармпроизводителей согласилось участвовать в этой программе. Мы попросили их снизить цены на 10-20%, чтобы привести их к уровню соседних стран, и они смогли участвовать в этой программе. В таком случае примерно 70-80% лекарств из ассортимента для лечения определенных нами заболеваний смогут попасть под эту программу. Некоторые фармкомпании согласились на это. Если они продают эти же лекарства в соседних странах по более низким ценам, значит, они могут продавать по таким же ценам эти медикаменты и в Украине. Не работают же фармпроизводители в соседних странах в убыток.
– Можете обнародовать названия этих компаний?
– Пока нет.
– Сам механизм получения денег аптеками из бюджетов уже отработан?
– Да. Он будет похож на механизм, который применялся в Украине несколько лет назад, когда в стране действовала похожая программа для пациентов с гипертонической болезнью. Но тогда были существенные задержки с получением денег, поскольку средства поступали в аптеки непосредственно из госбюджета. Теперь мы деньги спустили на уровень области, а из области – на районы. То есть деньги будут ближе к аптекам, что позволит распределять их максимально оперативно каждый месяц.
– Для аптек участие в программе реимбурсации будет добровольным или все аптеки должны будут работать в ней?
– Для аптек участие будет также добровольным.
– Вы не боитесь, что аптеки не захотят связываться с государством, опасаясь, что оно будет выделять компенсации с задержками? И в результате в программе будет принимать участие, к примеру, одна аптека на целый район?
– Нет. Аптеки будут заинтересованы в участии в этой программе, поскольку это обеспечит им гарантированный поток пациентов. Потребители ведь часто будут покупать и другие необходимые им лекарства в этой же аптеке.
– Рецепты будут в бумажном или электронном виде?
– Сначала рецепты будут в бумажном виде. Но как только мы запустим нашу программу электронного здравоохранения – e-Health, то запуск электронного рецепта будет одним из первых проектов в этой программе. Тогда нам будет намного проще учитывать число реимбурсируемых лекарств. Правда, одновременно с этим, с 1 июля, мы ограничим выдачу рецептов по компенсируемым препаратам. Если с 1 апреля по 30 июня их смогут выписывать и специализированные врачи, то с 1 июля только врачи первичного звена – семейные врачи, терапевты или педиатры. Это будет сделано для того, чтобы пациенты привыкали ходить к врачам первичного звена. e-Health заработает с 1 июля. Помимо электронных рецептов оно будет предусматривать электронные реестры пациентов и врачей от первичного звена до специализированных.
– Поскольку в программе будут участвовать в первую очередь самые дешевые лекарства, то больше всего от ее действия выиграют отечественные фармпроизводители. У них цены, как правило, ниже, чем у иностранных конкурентов. Вас могут обвинить в том, что Минздрав встал на сторону отечественных фармпроизводителей…
– Украинские фармкомпании уже имеют большую долю рынка, поскольку у них более дешевые препараты, чем у иностранных фирм. То есть кардинально программа реимбурсации не поменяет ситуацию на рынке. В большинстве стран правительства поддерживают своих производителей. Но почему-то в Украине нас обвиняют в лоббизме, когда мы хотим помочь отечественным фармпроизводителям. Это странно. Если мы хотим иметь больше средств на здравоохранение, то их надо где-то получить. А где их получить? От налогов, которые выплачивают в том числе и фармпроизводители. Если они будут иметь большую долю рынка, то они будут больше платить налогов и, соответственно, мы будем иметь больше денег на здравоохранение. Поэтому, я думаю, мы должны поддерживать отечественных фармпроизводителей, чтобы они продавали свои лекарства не только в Украине, но и за границей. А на внешние рынки они смогут попасть, сотрудничая с международными организациями, которые сейчас закупают лекарства для Украины. Эти организации приобретают лекарства и для многих других стран, куда смогут отгружать свои медикаменты украинские фармкомпании.
– С 1 июля в Украине стартует реформа первичного звена медицины. Что это значит для простого пациента?
– По сути, единственное, что поменяется для пациента, это то, что он больше не будет привязан к той или иной амбулатории. Второе – он получит право выбора врача. Когда пациенты придут в первый раз к тому или иному врачу первичного звена – семейному врачу, терапевту или педиатру – и им понравится оказанная медпомощь, то пациенты смогут остаться у этого врача и в будущем. Для этого им необходимо будет подписать с врачом документ – декларацию о том, что пациент выбрал для медобслуживания именно этого врача. Этот доктор будет знать своего пациента, будет его вести и разбираться в его истории заболеваний. Кроме того, скоро мы примем перечень медуслуг, которые врачи первичного звена должны будут оказывать своим пациентам бесплатно. В результате они будут четко знать, что для них бесплатно, а за что необходимо будет заплатить. Это добавит прозрачности во взаимоотношениях между пациентом и врачом. Врачам эта реформа также будет выгодна – они будут иметь гарантированное число пациентов и, соответственно, гарантированную оплату от государства, поскольку теперь заработок врача будет зависеть от числа пациентов, которых он обслуживает. Это число будет определяться количеством подписанных деклараций. Также с 1 июля заработает электронный реестр пациентов. Нам это необходимо для того, чтобы иметь точные данные о том, сколько у нас пациентов и от каких заболеваний они лечатся. И еще. Мы сейчас переводим на украинский язык специальную электронную программу для врачей первичного звена, которая поможет оказывать более качественные медуслуги. После того, как врач занесет через смартфон, планшет или компьютер в эту программу симптомы пациента, она автоматически, на основании протоколов лечения, сформирует перечень необходимых анализов и обследований, чтобы установить точный диагноз. Применение этой программы позволит Минздраву автоматически получать статистические данные о заболеваемости в стране и снизит уровень бумажной работы для врачей. Мы, таким образом, разгрузим врачей от лишней работы, что позволит докторам оказать больше медуслуг пациентам. А последним не будут навязывать проведение дополнительных ненужных анализов или обследований.
– Каким образом врачи будут получать деньги от государства за обслуживание пациентов на первичном уровне?
– Я надеюсь, что до 1 июля Кабмин примет решение о создании Национальной службы здоровья. Эта организация будет заниматься распределением денег из госбюджета врачам первичного звена. Кроме того, нам необходимо будет внести правки в госбюджет на 2017 г., чтобы изменить порядок распределения средств для врачей первичного звена, чтобы они могли получать деньги на основании числа обслуживаемых пациентов.
– То есть в 2017 г. изменятся принципы финансирования только на уровне первичного звена, а лечения непосредственно в больницах это не коснется?
– Да. Принципы финансирования вторичного и третичного уровней, то есть узкоспециализированных медуслуг, поменяются только в 2018 г. Мы перейдем от принципа финансирования на основании койко-мест на число оказанных услуг. Для этого больницам необходимо будет поменять свой статус с коммунальных предприятий на неприбыльные организации. Только в таком случае, в соответствии с украинским законодательством, они смогут поменять принцип оплаты услуг врачей, отойти от привязки к тарифной сетке и перейти к оплате за количество оказанных медуслуг. В результате врачи и медсестры смогут получать столько денег, насколько они оказали медуслуг, а не в зависимости от того, сколько начисляется по тарифной сетке. Соответственно те врачи, которые будут оказывать много и качественно медицинскую помощь, будут получать больший доход. А те врачи, к которым не будут идти пациенты из-за низкого качества оказываемых медуслуг, будут получать меньший доход.
– Давайте вернемся к теме врачей первичного звена. Как известно, с 1 июля каждый семейный врач сможет обслуживать максимум 2 тысячи пациентов. Как будет решена ситуация, когда в амбулатории все пациенты, к примеру 5 тысяч, захотят пойти на обслуживание к какому-то одному действительно профессиональному доктору, а к другим врачам не захотят идти?
– Решение этой проблемы будет в сфере главврача амбулатории. Доктора должны будут поменять свой стиль оказания медуслуг или же главврач должен будет нанять новых докторов. В противном случае пациенты постепенно перейдут на обслуживание в другие амбулатории и, как следствие, первая амбулатория потеряет свои доходы.
– Как часто пациенты смогут менять семейного врача?
– Декларации будут подписываться на год. Но если пациенту не нравится обслуживание, или он или врач переехал, то пациент сможет отменить подписание декларации с предыдущим врачом и подписать новую декларацию с другим врачом. Это можно будет делать каждый месяц. Врачи будут получать деньги из Национальной службы здоровья не из расчета “раз в год на каждую декларацию”, а равномерными частями каждый месяц.
– Семейные врачи будут и дальше обязаны ходить на прием домой к пациентам или они будут более свободны в этом плане?
– Это будут решать непосредственно семейные врачи. В перечне бесплатных услуг не будет указано такое обязательство врача. Все будет зависеть от загруженности врача и диагноза пациента, который просит приехать к нему домой. Но у пациента всегда останется выбор – если у него неотложное состояние, то он сможет вызвать “скорую помощь”.
– Уточните, за что будут платить пациенты на первичном уровне, а что будет бесплатно?
– Пока нельзя точно ответить на этот вопрос. Перечень таких гарантированных медуслуг сейчас проходит общественное обсуждение, в том числе, с теми же семейными врачами.
– Если пациент пойдет напрямую к специализированному врачу, к примеру к лору, минуя семейного врача, он будет обязан официально оплатить такой визит?
– Все нынешние реформы в сфере здравоохранения рассчитаны на период до 2020 г. В это время будет действовать переходной период, чтобы все научились работать в условиях новой системы здравоохранения. Поэтому если кто-то 1 января 2020 г. пойдет к лору, минуя своего семейного врача, он будет обязан заплатить за этот визит. До этой даты такой визит будет бесплатный. Но пациенты должны привыкать – чтобы пойти к лору, необходимо сначала сходить к семейному врачу. К сожалению, мы не можем всех сразу переучить ходить к терапевту или педиатру. Мы будем поощрять пациентов ходить к семейным врачам разными способами. К примеру, как я уже сказала, рецепт на реимбурсацию лекарств сможет выписать только семейный врач, а не тот же лор.
– Председатель парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец говорила, что реформы должны начинаться с принятия в Украине европейских протоколов лечения. Что делает для этого Минздрав?
– Для начала мы предлагаем разрешить одновременное применение в Украине как украинских протоколов, так и европейских. Мы понимаем, что в нашей стране многие не заинтересованы в том, чтобы были приняты европейские протоколы, в первую очередь академики и другие ученые, которые и разработали украинские протоколы. Для этого мы подготовили проект приказа Минздрава, который разрешил бы врачам одновременно применять отечественные и международные протоколы лечения. В нем мы указали протоколы каких международных организации и ассоциаций можно было бы применять в Украине. При согласии пациента можно было бы лечить или по украинскому протоколу, или по международному. Мы подали этот проект приказа на согласование в Министерство юстиции, поскольку его необходимо одобрить в этом ведомстве, ведь действие этого приказа коснется работы других министерств и организаций. Минюст нам ответил, что этот проект приказа мы должны согласовать с Академией медицинских наук, с объединениями работодателей, профсоюзами, Госпецсвязью. Мы встретились с Академией меднаук, объяснили, что хотим сделать. Они сказали, что это – хорошая идея, передали своим юристам, а они отказали. Поэтому если кто-то жалуется, что мы не хотим ввести новые протоколы, то им необходимо поговорить с академиками, а не с нами. Есть еще один вариант – перевести протоколы. Но их тысячи. Мы можем их перевести на украинский язык и восемь месяцев согласовывать с нашими научными институтами. Но за эти восемь месяцев переведенный протокол окажется устаревшим, поскольку технологии не стоят на месте, а постоянно развиваются. Таким образом, это неправильный путь принятия новых протоколов. Мы считаем, что нам все-таки необходимо разрешить одновременное действие и украинских, и иностранных протоколов.
– Минздрав обещал, что до конца марта он подаст в Кабмин проект постановления с перечнем лекарств, которые необходимо закупить в текущем году с помощью международных организаций. Когда этот документ примет правительство, ведь уже середина марта?
– Для закупок лекарств за деньги госбюджета 2017 г. мы решили изменить традиционные списки лекарств, по которым привыкли закупать. Международные организации нас иногда даже спрашивали, действительно ли мы хотим купить те или иные медикаменты. По их словам, некоторые лекарства сложно найти на мировом рынке, поскольку они являются устаревшими и их уже не используют в медицине. При этом есть много новых дешевых эффективных лекарств с меньшим перечнем побочных действий. Оказалось, что этому способствовало несколько вещей. Во-первых, наши устаревшие протоколы. Во-вторых, ранее списки закупаемых лекарств по тем или иным заболеваниям определялись единолично внештатными специалистами Минздрава по тому или иному заболеванию, которые по той или иной причине предлагали закупать именно эти лекарства. К примеру, почему-то 50% средств по программе лечения “гепатита С” мы выделяли на закупку устаревших препаратов. Мы изменили этот механизм. Теперь перечни и объемы лекарств, которые необходимо закупить, будут формировать группы из трех-пяти экспертов по каждому заболеванию и бюджетной программе. Это будут экспертные группы. Кроме того, мы создали технически группы, которые будут прописывать технические задания к закупке лекарств. Они же будут собирать заявки из регионов о том, в каких лекарствах они нуждаются. Помимо того, мы создали единую рабочую группу, которая все это будет утверждать – перечни и объемы закупок лекарств, технические задания для них. Мы создали и экспертные, и технические группы. Они уже разработали свои предложения. Единая рабочая группа скоро утвердит все эти предложения и мы подадим номенклатуру закупок в Кабмин. Теперь мы будем более рационально закупать лекарства. Нам это советует комиссия, которая сейчас создает новый Национальный перечень лекарств. Они смотрят на вопрос закупок с точки зрения фармакоэкономики – насколько экономически выгодно закупать те или иные медикаменты. То есть какие лекарства могут оказать наибольший эффект за наиболее меньшие затраты.
– Не секрет, что в закупках лекарств есть диспропорция. К примеру, Украина закупает 100% препаратов для детской онкологии. Но, вместе с тем, спрос на лекарства для взрослой онкологии покрывается только на 14%. Не намного лучше ситуация с закупками лекарств для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Как уравнять всех пациентов в доступности к лекарствам, которые закупаются за государственные средства?
– Закупки лекарств будут производиться более рационально. Мы привлекли специалистов высокого профиля, которые работают над Национальным перечнем лекарств. Они учитывают фармакоэкономические показатели, пересматривают номенклатуры (ассортимент препаратов), советуют, как лучше сэкономить и рационально закупить лекарства. Сэкономленные деньги можно будет использовать на другие программы. Хотя мы имеем много денег на закупку лекарств, но их все равно недостаточно. У нас, к примеру, есть сэкономленные средства по закупкам лекарств для редких заболеваний из госбюджета 2016 г. Сейчас мы на эти деньги закупим лекарства для редких заболеваний, которые должны были быть потрачены из госбюджета 2017 г. Когда мы выясним, сколько денег у нас осталось из этой программы, то сэкономленные средства направим для дополнительной закупки лекарств для взрослой онкологии. Здесь необходимо добавить, что пациенты со взрослой онкологией и сердечно-сосудистыми заболеваниями всегда получали лекарства, закупаемые за средства местных бюджетов. Ранее мы никогда не координировали закупки с местными властями. То есть отдельно закупали мы и они. В результате в Киеве пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями были обеспечены на высоком уровне, а в каком-то небольшом городе с небольшим бюджетом пациенты не могли рассчитывать на помощь от местных властей. Теперь мы будет закупать лекарства в координации с местными властями, чтобы более эффективно тратить средства государственного и местных бюджетов. К примеру, мы частично запустили единый реестр инсулинозависимых, чтобы исключить предоставление помощи одному и тому же пациенту как из местного бюджета, так и из государственного. (daily.rbc.ua/Химия Украины и мира)