Эксперты отмечают, что из-за существенной разницы в цене на российский и импортный парфум россияне стали предпочитать духи российского производства, а китайского производства покупать не хотят. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2016 г. в России выпустили в 2 раза больше духов, чем в 2015 г. Объем производства стал рекордным как минимум с 2010 г.
По данным Росстата, в 2016 г. в России произвели 6,2 млн. флаконов духов, тогда как в 2015 г. – 3,1 млн. флаконов. Показатель года стал рекордом как минимум за последние 7 лет (более ранняя статистика недоступна). Максимум, который до этого производили российские парфюмерные предприятия, – 3,8 млн. флаконов, он был зафиксирован в 2012 г. После этого производство духов падало: в 2013-2014 гг. выпускали по 2 млн. флаконов.
Рост популярности российского парфума можно объяснить экономностью россиян, считает исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова. «В целом рост производства духов в России можно объяснить желанием сэкономить. Практически вся российская парфюмерная продукция относится к классу масс-маркет, соответственно она существенно дешевле, чем импортная. Из российской парфюмерии самый известный брэнд – “Новая Заря”. Также большой популярностью пользуется продукция компании Faberlic. В остальном заказы на производство парфума в России исходят от маленьких компаний, которые выпускают духи под огромным количеством брэндов и не стремятся их продвигать», – рассказала Александра Скоробогатова.
В “Новой Заре” и Faberlic (имеет производство в России) подтвердили, что по итогам 2016 г. продажи выросли, но привести конкретные цифры отказались.
Параллельно с ростом производства снижается импорт зарубежных парфумов. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за два последних года импорт духов упал в 3 раза. ФТС не приводит данных по количеству флаконов, но если учитывать вес продукции, то в 2014 г. в Россию ввезли 767 т упакованных духов, в 2016 г. – 253 т.
«Крупные российские компании ввозят только качественную продукцию, в основном из Франции. По большей части западные поставщики поставляют парфум класса люкс, а дешевая продукция, допустим, из Китая, существенного интереса у российских закупщиков не вызывает», – отметила Александра Скоробогатова.
По итогам 2016 г. крупнейшим поставщиком духов на российский рынок была Франция, подтверждают данные ФТС. Поставки парфума из этой страны были на 301 млн. руб., если считать по средневзвешенному курсу рубля к доллару ЦБ за год (ФТС учитывает денежные объемы экспорта и импорта в долларах). Также в больших объемах духи поставляет Италия и Великобритания – на 100 млн. руб. и 62 млн. руб. соответственно. Китай не входит даже в десятку крупнейших поставщиков, сумма поставок составляет 1,5 млн. руб.
Росстат не приводит данных по средним потребительским ценам на духи. Что касается туалетной воды, то ее средняя стоимость по итогам 2016 г. составила 1595 руб. за 100 мл – это на 15% дороже, чем в 2015 г. Цены на духи в официальном интернет-магазине “Новой Зари” варьируются от 220 до 780 руб., Faberlic предлагает духи в диапазоне от 330 до 2 тыс. руб. за флакон.
Средняя стоимость французских духов известных марок по меньшей мере в 3 раза выше. Если сопоставить данные ФТС, где указан лишь вес продукции, выходит, что упакованные французские духи весом 1 кг поставляются в среднем по 4,4 тыс. руб. Российские производители поставляют духи не только на внутренний рынок, но и за рубеж. Экспортные цены на российские духи составляют около 1,6 тыс. руб./кг.
В экспортных поставках также наблюдается рост. По итогам 2015 г. Россия поставила за рубеж духов на 37,9 млн. руб. В 2016 г. поставки выросли на 20%, экспортная выручка составила 47,8 млн. руб. Основные покупатели российского парфума за рубежом – страны СНГ. Крупнейший – Беларусь, которая по итогам 2016 г. закупила в России духов на 12 млн. руб. Суммы поставок в Украину и Казахстан составили 6,9 млн. руб. и 6,5 млн. руб. соответственно. Еще более скромные объемы поставлялись в Прибалтику, а также во Вьетнам, США, Марокко и ряд других стран.
Производство духов в России, тыс. шт. (по данным Росстата): 2010 г. – 3692,35; 2011 – 2898,71; 2012 – 3909,89; 2013 – 2084,44; 2014 – 2019,2; 2015 – 3114,2; 2016 – 6158,29. (izvestia.ru/Химия Украины и мира)