На российском рынке автошин сложилась парадоксальная ситуация. В последние годы он терял в объемах продаж, не исключением стал и 2016 г. При этом российское производство покрышек, в том числе на локализованных предприятиях международных корпораций, выросло настолько, что Россия стала солидным экспортером.
Российский шинный рынок в 2016 г. продолжил падение, начавшееся в 2013 г., отметил временный президент концерна Nokian Tyres, гендиректорор Nokian Tyres Россия Андрей Пантюхов. По оценкам компании, общий вторичный рынок легковых шин без первичной комплектации снизился на 5% и составил примерно 31,5 млн. шин. Премиальный и среднеценовой сегменты снизились на 10%, а бюджетный остался практически на прежнем уровне. В целом же на сегодня рынок стабилизировался, в 2017 г. можно ожидать роста в пределах 5-10%. При этом производство легковых шин в России, по оценке Nokian Tyres, выросло примерно на 9%. “Основными драйверами роста являлись локализация производства международных производителей и импортозамещение. Экспорт легковых шин из России, ставший более выгодным из-за девальвации рубля, увеличился на 26%”, – подчеркнул Андрей Пантюхов.
Исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева сообщила, что многие крупные производители своей стратегией выбрали открытие производства в России. Сейчас успешно действуют производственные площадки брэндов Continental, Michelin, Nokian Tyres, Pirelli и Yokohama. В конце 2016 г. свое производство пустил Bridgestone. “Это свидетельствует, что Россия занимает серьезное место в стратегии международных шинных производителей. Многие компании активно наращивают экспорт производимой в России продукции, значит, все больше шин хорошо известных за рубежом марок продаются с отметкой “Сделано в России”, – сообщила эксперт.
Руководитель департамента маркетинга и развития розничной сети “Бриджстоун СНГ” Илья Алимов подчеркнул, что в среднесрочной перспективе в России возобновится планомерное увеличение производства. С каждым годом эксперты и основные игроки отмечают повышение культуры потребления шин. Наблюдается тенденция, при которой потребители более ответственно подходят к выбору марки, уделяя, помимо цены, должное внимание характеристикам продукции и репутации брэнда. “Несмотря на продолжающееся падение уровня продаж новых автомобилей, доля премиальных брэндов остается высокой, что говорит и о большом потенциале сегмента шин категории “премиум”, – отметил Алимов. – Динамично развивается сегмент шин для SUV, скорее всего, этот тренд будет продолжаться”.
По оценке Мишлен, на долю рынка 4х4 приходится 5,7 млн. шин в общем объеме. Этот сегмент сопротивляется кризису лучше, чем рынок в целом, и за последние три года показывает устойчивый рост, в то время как падение общего рынка составило 18%, сообщил Дмитрий Молоканов, директор по маркетингу легковых шин Michelin в России.
Гендиректор аудиторско-консалтинговой группы “ФинЭкспертиза” Нина Козлова подчеркнула, что шинный рынок падал значительно меньшими темпами, чем рынок продажи новых авто, ведь только одна пятая часть произведенной продукции поставляется на конвейеры автозаводов. Она также обратила внимание, что в структуре себестоимости шин около 70% приходится на сырье. И одной из причин тяги к локализации в РФ для иностранных компаний является возможность использования местное сырья в производстве. Это дает локальной продукции козыри в конкуренции с импортной продукцией.
Однако у всех предприятий – и закупающих сырье за валюту, и пользующихся российским сырьем – есть весомые причины для удорожания продукции. Одна из них – с 2015 г. на производителей и импортеров шин возложена ответственность по самостоятельной утилизации продукции или уплате экологического сбора в 7,1 тыс. руб./т. (rg.ru/Химия Украины и мира)