После “национализации” руками ДНР-ЛНР предприятий на оккупированном Донбассе, Россия надавила еще на одну болевую точку украинской экономики.
Крупнейшие объединения аграрных компаний бьют в набат – из-за дефицита удобрений под угрозой оказалась посевная кампания этого года. В письме к премьер-министру Владимиру Гройсману Всеукраинская аграрная рада (ВАР), Ассоциация производителей молока, Украинская аграрная конфедерация и др. указано, что проблема с удобрениями возникла вследствие остановки химических заводов группы OstChem, принадлежащих олигарху Дмитрию Фирташу.
Дефицит удобрений грозит обернуться серьезными проблемами не только для аграриев, но и для украинской экономики в целом – страна может недосчитаться до трети урожая. Это может привести к тому, что аграрный ВВП снизится на 80 млрд. грн. и упадут также валютные поступления в страну – экспорт сельхозпродукции в 2016 г. обеспечил более 42% общеукраинского экспорта в денежном выражении.
В письме указано, что химзаводы OstChem “Ривнеазот” и черкасский “Азот” в 2016 г. обеспечили около 65% поставок азотных удобрений, тогда как другие украинские производители практически не осуществляют поставок на внутренний рынок: “ДнипроАзот” обеспечивает не более четверти потребности украинского агросектора в карбамиде и 10% в карбамидно-аммиачной смеси (КАС), но при этом не производит ключевое азотное удобрение – аммиачную селитру. При этом еще два предприятия OstChem (концерн “Стирол” и северодонецкий “Азот”) закрылись, поскольку оказались в зоне АТО, а Одесский припортовый завод выпускает минимальные партии продукции.
По данным аграрных ассоциаций, обещания OstChem, что недостаток удобрений будет покрыт за счет накопленных складских запасов, оказались неправдой – отгрузка удобрений фактически прекратилась.
Заводы OstChem остановились еще 7 марта, однако тогда это событие не вызвало особого резонанса. Предприятия были остановлены из-за сокращения подачи газа госкомпанией “Укртрансгаз”, по данным которой заводы не заплатили за транспортировку газа в феврале и не оплатили аванс за мартовский газ.
Информационное агентство “Инфоиндустрия”, специализирующееся на предоставлении информации о рынке удобрений, назвало ситуацию критической, поскольку заводы на момент остановки отгружали продукцию, которую они продали еще в декабре и в январе. При этом, по данным одного из экспертов рынка, предприятия Фирташа получили авансом за удобрения почти 1,5 млрд. грн. Теперь аграрии оказались в непростой ситуации: деньги заплачены, а удобрений нет, когда будут – неизвестно, а поскольку необходимо срочно закупать удобрения, то для этого снова нужны деньги. При этом даже если деньги аграрии найдут, то оперативно осуществить импорт не получится – нет времени, ведь сезон внесения удобрений в почву уже начался. По оценке экспертов “Инфоиндустрии”, остановка заводов приведет к сокращению потребления карбамида и селитры, ведь импортеры не планировали завозить больших объемов карбамида и селитры, а КАС весной будет завезено на 40-50% меньше, чем в 2016 г.
Паузой в работе украинских заводов тут же воспользовались российские конкуренты. По данным Государственной фискальной службы, в январе-феврале Украина увеличила импорт азотных удобрений из РФ на 34% в денежном выражении – до $53,6 млн. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. И доля россиян в общем объеме импорта составила свыше 84%.
По словам директора “Инфоиндустрии” Дмитрия Гордейчука, только через 10 дней после остановки химзаводов производство селитры отстало от плановых показателей на 70 тыс. т, карбамида – на 20-25 тыс. т, тогда как импортные поставки стали все более значительными. “Если такая динамика будет продолжаться далее, то импорт займет доминирующее положение на нашем рынке”, – сказал он.
При этом у российских производителей удобрений в рукаве – туз. Газ, который используется для производства удобрений, у них значительно дешевле. Россияне имеют излишние мощности по производству аммиачной селитры в объеме приблизительно 2 млн. т, а Украина для них очень удобный в логистическом отношении рынок. Для поставки удобрений и возврата железнодорожных вагонов нужна всего неделя и оптовые партии можно “забрасывать” в Украину очень быстро. Доля российских удобрений на украинском рынке в предыдущие годы была небольшая, однако сейчас она растет и критической для украинского химсектора может быть цифра в 30-35% импорта азотных удобрений. Гордейчук отметил, что до этого уровня мы еще не дошли, но если украинские заводы не заработают в ближайшее время, то ситуация может приобрести катастрофический характер: химзаводы не смогут создать необходимый запас оборотных средств для работы летом, когда наступает мертвый сезон в закупке их продукции, и не смогут стартовать на полную мощность осенью. А в такой ситуации цены на нашем рынке удобрений будут диктовать россияне и украинский аграрный сектор окажется у них еще на одном крючке.
Пустятся ли химзаводы в марте и удастся ли украинским производителями удобрений остановить экспансию российских компаний – большой вопрос, поскольку OstChem на коротком поводке у российского “Газпрома”, который давно стал орудием в руках Кремля. СМИ неоднократно писали, что компании Дмитрия Фирташа получали в 2012-2013 гг. от “Газпрома” дешевый газ, который перепродавали в Украине и могли заработать на этом до $4 млрд. Кроме того, в 2010-2011 гг. Газпромбанк открыл для кипрской компании кредитных линий приблизительно на $12 млрд. СМИ неоднократно сообщали, что фактически химические заводы Дмитрий Фирташ скупил за российские деньги.
Кроме того, компания OstChem за счет $842 млн. кредита Газпромбанка купила в 2013 г. 5 млрд. куб. м газа, которые были закачаны в украинские подземные хранилища. А в конце 2014 г. Газпромбанк неожиданно потребовал погашения кредита и предупредил, что в случае непогашения банк обратится к поручителям – четырем химзаводам, входящим в OstChem. В начале 2015 г. вопрос о погашении кредита был урегулирован, но каким образом – стороны не разглашали. (Деловая столица/Химия Украины и мира)