Статические испытания новейшего российского узкофюзеляжного самолета МС-21-300 миновали важный этап – разрушение кессона крыла, изготовленного из полимерных композиционных материалов. Крыло разрушили в конце февраля в рамках изолированных испытаний при нагрузке свыше 90%, но менее 100%, рассказали в корпорации “Иркут”, которая разрабатывает воздушное судно. В компании добавили, что продемонстрированный запас прочности позволяет приступить к летным испытаниям, однако сначала крыло предстоит усилить.
Перед тем, как начать испытания, на самые нагруженные зоны конструкции нанесли максимально возможные и визуально не обнаруживаемые повреждения. На проверку направили максимально облегченное крыло, которое после усиления станет на 25 кг тяжелее (по 12,5 кг на каждую консоль). Работы проведут без его отстыковки от фюзеляжа. Изменения учтут в документации, последующие образцы получат усиленное крыло.
Как уточнил представитель корпорации, к усилению крыла можно было приступить и после первого полета, однако на это потребовалось бы больше времени: перед работами надо было бы сливать керосин и сушить крыло. Это оставило бы меньше времени на сами летные испытания.
“Иркут” выбрал вариант с испытаниями именно облегченного крыла, из-за того что усилить его проще, чем сделать легче. Так, конкурент МС-21 – китайский самолет C919, разработанный авиастроительной корпорацией COMAC, получил чрезмерно усиленное крыло, которое предстоит облегчить. Представитель “Иркута” уточнил, что работы идут по плану, – на самолете, который готовят к первому полету, тестируют системы. По последним данным, которые привел вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, МС-21-300 планируется поднять в воздух в апреле.
Статические испытания МС-21 проходят в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Это один из двух больших этапов прочностных испытаний. В рамках статических испытаний самолет проверяют на однократные предельные нагрузки. Если они проходят успешно, самолет отправляют в полет. Ресурсные, или повторно-статические, испытания должны выявить усталостную прочность и живучесть конструкции.
МС-21-300 – первый представитель перспективного семейства МС-21, рассчитанный на перевозку 163-211 пасс. За ним последует менее вместительный МС-21-200, который будет вмещать 132-165 пасс. Сначала самолет получит зарубежные двигатели Pratt & Whitney PW1400G, позже – российские ПД-14. Конкуренты МС-21 – европейские Airbus A320neo, американские Boeing 737MAX, китайские C919. (plastinfo/Химия Украины и мира)