Желание России занять ведущие позиции в газовом сегменте углеводородной энергетики вполне объяснимо. Современные технологии сжижения выводят рынок газа на новый глобальный уровень. Поэтому для России, которая была, есть и будет мировым лидером по поставкам энергоресурсов, необходимо не только “держаться” за газовую трубу, но и осваивать новые, высокотехнологичные поставки сырья.
8 апреля правительство объявило аукцион на разработку Гыданского газового месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. В ЯНАО Россия собирается построить СПГ-кластер, способный занять более 15% мирового производства сжиженного газа. О серьезности намерений по освоению газовых кладовых Ямала говорит и тот факт, что Владимир Путин недавно заявил, что Россия станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире.
Продвижение России на рынке СПГ. На коллегии Минэнерго РФ, состоявшейся 7 апреля, глава министерства Александр Новак сообщил о намерениях России к 2019 г., после ввода на полную мощность “Ямал СПГ”, занять до 9% мирового рынка сжиженного газа. На этом же заседании было озвучено намерение построить на полуострове Гыдан завод “Арктик СПГ 2”.
По словам выступившего на коллегии губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, ресурсной базой нового проекта станет нефтегазоконденсатное месторождение Утреннее с запасами более 1,2 трлн. куб. м газа. В рамках нового СПГ-проекта предполагается строительство комплекса на платформах в Обской губе вблизи береговой линии полуострова Гыдан. Модули завода планируется производить на российской верфи в Мурманской области. “Ямал является богатейшим местом по запасам газа. Учитывая ресурсы полуострова Гыдан, на Ямале возможно производить более 70 млн. т СПГ. В перспективе в регионе планируется создать хаб с долей более 15% СПГ на мировом рынке”, – сообщил Кобылкин.
Компании готовы к борьбе. В борьбу за этот перспективный энергорынок в ближайшее время собираются активно вступить США, где появились газовые излишки из-за активной сланцевой добычи, а также Австралия. Скорее всего, захочет отвоевать свою долю рынка и Иран, который вместе с Катаром делит крупнейшее месторождение газа на планете. Практически единовременный выход на рынок столь крупных и амбициозных игроков не сулит спокойное развитие торговле сжиженным газом. По мнению ряда экономистов, в течение нескольких лет может сложиться профицит предложения на мировом рынке газа. Несмотря на столь неутешительные экономические прогнозы, крупные нефтегазовые компании мира прогнозируют стабильный рост потребления СПГ в различных сегментах мировой экономики. В частности, по мнению главы «НОВАТЭКа» Леонида Михельсона, глобальный спрос на сжиженный природный газ к 2030 г. должен удвоиться. “Эксперты прогнозируют, что в течение следующих 15 лет объем газового рынка вырастет на 30%. Мы ожидаем, что рынок СПГ за этот период удвоится. Оптимизм в отношении рынка СПГ подкрепляется среднесрочными прогнозами взрывного роста спроса на газ в тех регионах, где слаба или неразвита трубопроводная инфраструктура”, – заявил Михельсон в октябре 2016 г.
Концерн Shell солидарен с «НОВАТЭКом» в вопросе развития рынка сжиженного газа. В его аналитическом отчете подчеркивается, что рост мирового спроса на газ в 2015-2030 гг. прогнозируется на уровне 2% в год, а спрос на сжиженный газ будет увеличиваться на 4-5% в год. “В 2016 г. суммарный спрос на СПГ в мире увеличился за счет выхода шести новых стран-импортеров: Колумбии, Египта, Ямайки, Иордании, Пакистана и Польши. Таким образом, число стран-импортеров СПГ возросло до 35, в то время как на начало этого столетия их было около десяти”, – отмечают аналитики Shell. В отчете говорится, что к 2035 г. чистым импортером СПГ станет Юго-Восточная Азия. Поэтому, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, специалисты компании считают, что нужны новые инвестиции в СПГ-проекты.
Однако отраслевые эксперты неоднозначно смотрят на перспективы развития современных СПГ-проектов. Они признают, что технология сжижения газа для дальнейшего его использования в различных отраслях действительно очень перспективна, поскольку природный газ – экономичное и экологически чистое топливо. Но пока инфраструктура для использования сжиженного газа развита очень слабо и основные потребители не готовы резко увеличить импорт СПГ, привлекать новые инвестиции будет сложно. Тем не менее, делать это нужно, чтобы к периоду высоких цен на сырье Россия обладала всеми необходимыми технологиями.
Кто оплатит рынок будущего? Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов заметил, что в мире ожидается ввод в строй больших мощностей по сжижению газа, поэтому предложения на рынке СПГ увеличатся. “Все проекты, которые должны быть реализованы в ближайшее время, прежде всего австралийские и американские, при нынешних ценах на СПГ убыточны. И вопрос в том, как долго они будут приумножать свои долги. И как долго акционеры этих компаний будут готовы эти убытки терпеть. Спасти их может только резкий рост потребления СПГ, за счет которого увеличится спрос и цены на сжиженный газ поднимутся”, – заявил эксперт.
Правосудов считает, что основные рынки с возможностью роста потребления энергоносителей, на которые нацелены СПГ-проекты, пока не готовы резко увеличивать закупки этого сырья. “Это в первую очередь азиатские страны – Китай, Индия. Поднебесная пропагандирует, что будет закрывать угольные электростанции, чтобы снижать выбросы. Для этого она занимается развитием возобновляемых источников энергии, а также строит новые АЭС. Увеличивает Пекин и газовую энергетику, но при этом в Китае развивается собственная добыча этого энергоносителя. В частности, страна занялась промышленным освоением своих сланцевых месторождений голубого топлива. Индии тоже хотелось бы иметь больше газа, но дешевого, а новые СПГ-проекты дешевый продукт предложить не могут. Для них дешевый СПГ – прямые убытки”, – заметил эксперт.
По его словам, пока непонятно, как СПГ-проектам выходить из замкнутого круга. “Возможно, выход лежит в области финансового сектора, который инвестирует в сланцевую промышленность США, а также австралийские СПГ-проекты. Если бы этим компаниям взяли и простили долги и они начали работать с чистого листа, вкладывая в стоимость конечного продукта только операционные затраты, им бы удалось продавать относительно дешевый газ. Но тогда начнутся финансовые проблемы у банков и, возможно, у государств, которые все это профинансируют”, – пояснил Правосудов.
Российский СПГ легче сжижать, но сложнее возить. Правосудов отметил, что преимущество российских СПГ-проектов лежит на поверхности. “В холодном климате сжижение обходится дешевле, получается около 10% экономии. С другой стороны, российские проекты имеют большие проблемы с транспортировкой. Для “Ямал СПГ” существует проблема льдов. Поскольку предприятию необходимо выходить на азиатские рынки, где цены выше, ему придется возить свой газ только по Северному морскому пути, судоходный период которого ограничен несколькими летними месяцами. Проводка судов ледоколом очень сильно увеличивает себестоимость транспортировки. Кроме того, риски зимней навигации очень велики”.
По его мнению, в развитие внутреннего потребления сжиженного газа в РФ также пока верится с трудом, прежде всего из-за практически полного отсутствия необходимой инфраструктуры для его использования. “Теоретически сжиженный газ может использоваться крупными предприятиями, например в области логистики. Преимущество СПГ в том, что при одинаковых объемах топливных баков энергетическая ценность этого сырья больше, поскольку газ сжиженный. Поэтому если у предприятия есть машины, работающие на этом топливе, а также специальные заправки, то применение СПГ действительно выгодно. Однако пока существуют только пробные проекты в этой области”, – сообщил Сергей Правосудов.
Он рассказал, что сейчас эту технологию пытаются внедрять за счет строительства у границ РФ небольших заводиков, ориентированных для вывоза СПГ за рубеж (в Прибалтику и Польшу), а там уже продавать как моторное топливо или газифицировать небольших потребителей. “Такие продажи действительно выгодны, поскольку СПГ не облагается экспортной пошлиной, которая для трубопроводного транспорта составляет 30%. Сейчас этот бизнес только начинает развиваться”, – добавляет директор Института национальной энергетики.
Конкуренция с нефтью. Эксперт пояснил, что СПГ – это прежде всего способ доставки газа в страны, находящиеся далеко от крупных месторождений, куда нельзя проложить газопровод. “Не так давно изобрели технологии, которые позволяют использовать сжиженный газ в качестве моторного топлива. Однако они еще очень слабо развиты. Сейчас много говорят, что из-за новых экологических стандартов СПГ будет выгодно использовать в качестве топлива для судовых двигателей. Однако для того, чтобы СПГ получил в этом сегменте рынка большое распространение, судовладельцы должны вложиться в переоборудование судов, а поставщики – в строительство СПГ-заводов”, – говорит эксперт.
Широкое применение газа в качестве топлива сталкивается и с нежеланием продвигать этот бизнес со стороны нефтяных компаний, владеющих сетями АЗС. “Автоконцерны, выпускающие машины с бензиновыми двигателями, тоже не в восторге от перехода транспорта на газ. Их логика понятна: газ, вроде, выгоден, но поскольку заправки и так есть, никто не хочет вкладываться в их переоборудование и отказываться от прибыльного нефтяного бизнеса”, – заявил Сергей Правосудов.
Новые заводы СПГ изменят газовый рынок. Президент фонда “Основание” Алексей Анпилогов указал, что в ближайшее время на рынок выйдут крупные мощности по производству сжиженного газа. По его мнению, это неизбежно приведет к увеличению потребления СПГ. “В первую очередь это экспортные заводы по сжижению из США и Австралии, которые строились еще во времена высоких цен на сырье. Они обязательно будут искать потребителей на свои объемы сжиженного газа. Кроме того, есть программа строительства мощностей по сжижению у России, а также у других стран. Поэтому в целом рынок природного газа будет в течение всего следующего десятилетия менять свою структуру в сторону увеличения производства СПГ по сравнению с трубопроводными поставками”, – заявил эксперт.
Он сообщил, что в программу ввода СПГ-терминалов в США входят 5-6 проектов, которые находятся в разной степени готовности, возможно, сданы будут не все. “Поскольку изначально большая часть этих площадок строилась под прием сжиженного газа в 2005-2007 гг., когда в США еще не было большого роста добычи сланцевого газа, вероятность того, что большая часть этих проектов будет завершена, очень велика”, – заметил Алексей Анпилогов.
“Сейчас около 100 млн. т СПГ производит Катар, занимая первое место по экспорту данного энергоносителя. Однако газовое благополучие страны основано только на одном месторождении – Северном. По объемам оно превосходит Уренгой или Ямбург, но кроме него у Катара ничего нет. Поэтому нарастить производство он не сможет. А у других стран, которые в последние годы нашли новые шельфовые месторождения или освоили сланцевую добычу, есть перспективы для увеличения доли на рынке СПГ. Это Австралия, США, возможно, к гонке присоединится Бразилия. Ну и, конечно же, Россия, обладающая самыми крупными запасами природного газа в мире”, – сообщил он.
Он также считает, что в ближайшее время главным новым игроком на рынке СПГ станет Австралия. “Основной регион, за который ведется борьба всех производителей СПГ, – это Юго-Восточная Азия. Два “старых” емких рынка – Япония и Южная Корея – будут наращивать потребление, хотя оно у них и не связано с развитием промышленности, а скорее, с ростом уровня жизни. Есть и “молодые тигры”, которые покупают все больше газа из-за роста населения и промышленности, а также в связи с резким улучшением стандартов жизни, – Китай, Индия, Индонезия, Бирма, Таиланд. Эти страны очень важны для Австралии, у которой мощности по сжижению находятся рядом с этим регионом, поэтому Австралия и собирается занять значительную часть рынка Юго-Восточной Азии”, – пояснил эксперт.
Газовая генерация будет расти. О том, в каких областях энергетики ожидается особый спрос на сжиженный газ, Алексей Анпилогов заметил, что никто не отменял СПГ в качестве топлива для электростанций: “Сейчас многие страны хотят использовать для производства электроэнергии именно газ, отказываясь от угля и ядерной энергии. Те, кто увлечен ВИЭ, попадают в ловушку сокращения мощности в пасмурную и безветренную погоду. Они хотят восполнить этот пробел газовой генерацией по прямому либо по комбинированному циклу”.
По его мнению, растет потребление СПГ и как моторного топлива, поскольку кроме автотранспорта на природном газе, к которому все уже привыкли, сжиженный газ в качестве топлива начинает активно применяться на морском транспорте. “По сути, уже все танкеры по перевозке СПГ переводятся на потребление сжиженного газа, используя естественные испарения метана из перевозимых ими емкостей с газом”, – отметил эксперт.
Не стоит забывать и об органическом синтезе. “Тенденция последних десятилетий – перевод на органический синтез практически всех отраслей химической, обрабатывающей и электронной промышленности. Продукцию органического синтеза – пластики, полимеры, волокна – можно встретить везде. Поддерживают производство СПГ по всему миру и производители моющих средств. Органический синтез – залог любой развитой экономики, в рамках развития применения этого синтеза потребление природного газа будет постоянно расти”, – заявил Анпилогов.
СПГ изобрел Капица. Основное преимущество российских проектов на Дальнем Востоке и Ямале – это близость к крупным рынкам, таким как Япония и Европа.
“Европейский рынок уже устоявшийся, там не будет бурного роста, но при этом у него большие перспективы. Есть масса стран, в первую очередь Испания, Великобритания, частично Франция, которые фактически не используют российский газ. Европа также является крупнейшим газовым хабом. ЕС обязательно будет наращивать потребление природного газа. Кроме того, в Старом Свете идет падение собственной добычи газа, что также скажется на европейском импорте этого энергоносителя”, – заметил Анпилогов.
Развивать индустрию СПГ чрезвычайно выгодно, в том числе и внутри России, уверен эксперт. Он отметил, что на сегодняшний день оборудование для сжижения газа производится десятком компаний в мире. “Россия очень сильно пострадала после 2014 г., поскольку большая часть оборудования, необходимого для СПГ, попала под санкции. И только сотрудничество с Total позволило закончить проект “Ямал СПГ”. А проект СПГ-завода во Владивостоке был остановлен. Поэтому освоение такого оборудования – золотое дно. Все предпосылки для этого есть: классические турбодетандеры, использующиеся для сжижения газа, были придуманы академиком Петром Капицей – СССР владел технологией, которая необходима для СПГ. Советские ученые были в авангарде холодильных технологий на протяжении всего ХХ века”, – рассказал он.
По его мнению, для таких концернов, как Shell, развитие СПГ-проектов в России – это “возможность задействовать свое оборудование, рентабельность производства которого всегда составляет десятки и сотни процентов”.
Эксперт уверен, что в России можно было бы начать с изготовления оборудования для заводов с небольшим объемом производства СПГ, которые позволили бы осваивать массу небольших месторождений, например вдоль арктического побережья. “Это наиболее перспективная технология. Ниша для небольших терминалов по сжижению газа будет постоянно расти, так как в долгосрочном периоде будет наблюдаться постепенный рост стоимости энергоносителей. Стоит также учитывать, что больших месторождений газа не так уж и много, а маленькие объемы газа не требуют больших мощностей по сжижению”, – заметил Алексей Анпилогов.
СПГ поможет глобализации. Экономист Саид Гафуров заметил, что электроэнергия, получаемая от газовых ТЭЦ, всегда дешевле и удобнее, чем, например, от альтернативных источников энергии. По его мнению, результатом создания глобального газового рынка будет постоянный прирост рынка СПГ за счет территорий в Латинской Америке, Южной Европе. Спрос будет расти также в Японии и Китае.
Гафуров отметил, что пока лидером по поставкам СПГ является Катар, но одним из преимуществ этого энергоносителя является быстрая окупаемость инвестиций, вложенных в строительство электростанций на газе, поэтому можно ждать активного выхода на рынок новых участников. На вопрос о том, присоединится ли к выпуску СПГ Иран, Саид Гафуров ответил утвердительно, хотя и заметил, что это может произойти с некоторым опозданием.
“Иран обязательно выйдет на рынок СПГ, но в этой стране есть очень сильное лобби, которое в принципе выступает против экспорта газа. Считается, что это недостаточное количество добавленной стоимости. В частности, проекты по строительству газопровода из Ирана в Афганистан были “зарублены” в пользу строительства ЛЭП в эту страну для экспорта электроэнергии. Кроме того, у Ирана есть очень серьезные проекты строительства газопровода через Пакистан в Индию. Тем не менее, политические сложности для экспорта СПГ, видимо, будут решены, а Иран присоединится к борьбе за рынок сжиженного газа”, – отметил экономист.
России мешает труба. По его мнению, главный недостаток российских СПГ-проектов заключается в том, что в РФ уже существует развитая трубопроводная инфраструктура. Вместе с тем Гафуров уверен, что Россия вполне способна занять значительную долю этого рынка. “России сейчас будут мешать санкции, а собственных технологий пока еще не хватает. Если санкции снимут, стоит ожидать большого количества частных инвестиций в развитие СПГ-проектов. Но пока экономисты еще не понимают, как будет себя вести газовый рынок в условиях снижения стоимости СПГ, будет ли расти потребление газа и на сколько”, – указал эксперт.
Он также уверен, что если в стране будет острая потребность внедрения производства оборудования для СПГ, то это будет сделано, “но пока для нас главное – разработка и поддержание технологий доставки газа трубопроводами”. Однако он предполагает, что западные компании будут активно продвигать свои СПГ в России. “Постепенно на глобальный энергетический рынок приходит жесткая конкуренция между транснациональными корпорациями, такими как Shell, и национальными компаниями, например “Газпромом”. Конкуренция между ними растет, и в ее рамках существует тенденция того, что транснациональные игроки уже не собираются участвовать в добыче, но хотят зарабатывать за счет продажи своих технологий”, – пояснил Саид Гафуров.
Газ – самое дорогое ископаемое топливо в мире? Генеральный директор Total Патрик Пуяннэ, выступая на международной конференции Gastech 2017 в Токио, заявил: “Нужно снижать издержки, потому что газ на сегодня – самое дорогое ископаемое топливо. Это реальность. Его сложно транспортировать, логистика более дорогая, чем для угля и нефти”.
В связи с этим пока можно ожидать, что в ближайшие десятилетия либо будут изобретены новые технологии по транспортировке газа, либо голубое топливо подождет сокращения запасов нефти и более выгодной экономической конъюнктуры, чтобы превратиться в самое дешевое ископаемое топливо. (OilCapital/Advis/Химия Украины и мира)