С 1 мая поставки российского сжиженного газа в Украину будут проходить процедуру получения разрешений в Федеральной службе по таможенному и экспортному контролю. Что это означает для рынка Украины? Этот вопрос звучит сегодня отовсюду.
Ждать от России хороших новостей с известных пор напрасно, “газовый” вопрос не исключение. Начнем хотя бы с того, что сжиженный газ получает статус товара двойного назначения. Если с дизтопливом такая обеспокоенность российских властей имела хоть какой-то смысл (ДТ действительно используется в армии), то о каком втором назначении пропан-бутана идет речь – неизвестно.
Второй вывод – количество экспортеров газа из России сократится. Рынок облетели новости, что канитель с ФСТЭКом делается под Сергея Курченко. Давайте оценим его шансы вернуться в бизнес. Вопросы начинаются с самой России: купить газ там может далеко не каждый. Российские нефтяные монстры мыслят иными категориями, нежели многие в Украине. Им легче уйти на менее выгодные направления продаж, чем встревать в рискованные сделки с непонятными контрагентами. Там все понимают, что ситуация может измениться в любой момент, за такое “сотрудничество” могут спросить если не завтра, то послезавтра.
Допустим, газ Курченко купит. Но кто в Украине будет с ним работать? Единственный типаж – из числа киевских нелегалов, которым к экстриму не привыкать. Что же до адекватной части рынка, то одни совсем недавно набрались впечатлений, постояв на таможне сто дней, а другие еще зализывают “раны” после работы с “Газ Украина 2020” в 2011-2013 гг. И после этого они опять полезут в этот капкан?
Минувшей осенью и зимой четко дали понять свое отношение к московскому беглецу и украинские власти. Харьковскому “НП-Трейдингу” было достаточно перехватить груз от “курченковского” экспортера, как в него впились все, кто только мог. А сделка была абсолютно законной, с уплатой всех налогов, о чем говорит и тот факт, что по итогу груз растаможили и выпустили в свободное обращение. Нет ни одного документа, который бы запрещал покупать товар у фирм, в конце длинного списка бенефициаров которых виднеется Курченко.
Единственным экспортером российского газа в Украину останется “Роснефть”. Компания мирового масштаба постепенно забирает активы и рынок. В 2016 г. она стала единственным экспортером в Украину российского дизельного топлива, теперь пришла пора газа. Ничего удивительного или сенсационного в этом нет, к этому пришли бы поздно или рано. В определенной степени нам даже повезло, что россияне шли к этому так долго. Белорусы сделали жесткую схему поставок нефтепродуктов в Украину еще в 2011-2012 гг., с тех пор госэкпортер БНК и давальцы нефти на белорусских НПЗ продают топливо по единой цене, которая намного выше экспортных цен на море. Переход БНК на одноканальную схему происходил болезненно, но минуло пять лет и никто уже не представляет, что может быть иначе.
Белорусский опыт дает понимание новой модели рынка сжиженного газа. У держателей “термовых” контрактов на поставку российского газа цены будут лучше, у покупателей по споту – хуже. Оператор экспортных поставок “Роснефти” в Украину Proton Energy Group S.A. уже заключил долгосрочный контракт с “Агентством инвестиционного менеджмента”, ОККО, WOG, “Надеждой”, “Параллелью”, БРСМ, “Сокаром” и “КЛО”. Правда, не совсем понятно, зачем швейцарцы подписали контракты со сравнительно небольшими премиями до, а не после нового режима поставок газа из России. В мае к ним бы выстроилась очередь желающих заплатить дороже.
Вероятно, в мае на рынке появится новый маркер – это аукционы “Глуско Украина”, на которых Proton Energy будет продавать свободные объемы российской газа. Какой будет цена? Она будет рыночной. Летом российский газ будет конкурировать с морем, а зимой ее определит стоимость бензина на АЗС. От нее будет формироваться розничная цена газа и затем, за вычетом минимальной розничной маржи, закупочная цена в опте. Основным итогом перемен в поставках российского газа станет перетекание розничной маржи к производителям. А украинскому автомобилисту следует забывать о дешевизне газа, когда он составлял 35-40% от цены А-95, и готовиться к жестким 60%. Если текущие котировки Platts останутся прежними, то в мае цена газа на колонках составит около 15,5 грн./л (60% от цены бензина), тогда как по факту он стоит в среднем 12 грн./л.
Эти 3,5 грн./л пополнят счета не только зарубежных, но и украинских производителей. Новостям из России рады и в “Укргаздобыче”, и в “Укрнафте”, и в ПГНК, и в “Укртатнафте” – все они станут зарабатывать на своем сжиженном газе значительно больше. Потирают руки и белорусы.
Большой знак вопроса нависает в свете последних событий над оптовиками-перекупщиками – многим придется заканчивать карьеру в этой сфере. И совсем нет вопросов в отношении украинского рынка автомобильного газа: апрель станет конечной точкой его роста. По крайней мере, на какое-то время. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)