“НОВАТЭК” завершает сделку по покупке 51% компании “Криогаз-Высоцк”, принадлежащей Газпромбанку. “НОВАТЭК”, крупнейшая независимая газодобывающая компания РФ, получит контрольный пакет предприятия по производству сжиженного природного газа (СПГ) и выход на перспективный рынок Балтийского региона. Сделка по приобретению “Криогаз-Высоцк” свидетельствует о все более тесном сотрудничестве между “Газпромом” и “НОВАТЭКом”.
“НОВАТЭК” усиливает позиции на Балтике. О заинтересованности в приобретении мощностей по производству СПГ неоднократно говорил глава “НОВАТЭКа” Леонид Михельсон. Переговоры с Газпромбанком о покупке “Криогаз-Высоцк” велись давно и кулуарно. После назначения выходца из “НОВАТЭКа” Сергея Соловьева генеральным директором предприятия исход переговоров стал очевиден. Сделка уже получила одобрение со стороны ФАС.
В результате “НОВАТЭК” станет владельцем 51% акций СПГ-завода мощностью 660 тыс. т/год, пуск которого запланирован на 2018 г. Предприятие находится в регионе с развитой инфраструктурой, в непосредственной близости от трассы магистрального газопровода Ленинград – Выборг – государственная граница. Эксперты оценивают стоимость проекта в 40-65 млрд. руб. Приобретение “Криогаз-Высоцк” было бы невозможным без согласия “Газпрома”, который является основным акционером Газпромбанка.
Контроль над СПГ-заводом в Высоцке усилит позиции “НОВАТЭКа” на рынке энергоносителей Северо-Западной Европы. Компания является владельцем экспортно-ориентированного завода по переработке газового конденсата и терминала для отгрузки нефтепродуктов в Усть-Луге, что позволяет проводить гибкую торговую политику. Экспортируя нефтепродукты, цены на которые упали незначительно по сравнению с нефтью, “НОВАТЭК” добился высоких показателей эффективности и рентабельности торговых операций за рубежом. После пуска в эксплуатацию завода “Криогаз-Высок” компания станет ключевым игроком на рынке малотоннажных партий СПГ в Балтийском регионе.
Спрос на малотоннажный СПГ растет. По оценкам западных агентств, мелкооптовый рынок СПГ в Балтийском регионе быстро растет и к 2025 г. потребность в этом виде топлива достигнет 4 млн. т/год. Основная причина быстрого роста – ужесточение экологических требований, прежде всего к судовому топливу. Именно морской транспорт обеспечивает основной спрос на малотоннажные партии экологически чистого топлива, которым является СПГ. Кроме того, домохозяйствам и небольшим предприятиям, не имеющим доступа к сетевому газу, также требуется СПГ в небольших объемах.
Газпромбанк реализует ряд проектов по строительству малотоннажных СПГ-заводов на северо-западе России. Один из таких заводов был построен в Пскове и пущен в эксплуатацию в мае 2016 г. Сначала планировалось продавать СПГ исключительно на внутреннем рынке, но спрос на этот вид топлива за рубежом изменил начальные планы. Сейчас основным потребителем является соседняя Эстония. Компания Eesti Gaas покупает почти весь СПГ производства “Криогаз-Псков” – 20 тыс. т/год. Поставки осуществляются автомобильным транспортом. СПГ из Пскова используется в качестве судового топлива на паромах Tallink, которые курсируют между Таллином и Хельсинки. Eesti Gaas заинтересована в увеличении поставок российского СПГ.
На продукцию “Криогаз-Высоцк” также нашелся зарубежный клиент – финская Gasum OY. С этой компанией заключен контракт на поставку 350 тыс. т СПГ ежегодно. Кроме того, получив контроль над заводом в Высоцке, “НОВАТЭК” может начать экспорт в Польшу, где в 2016 г. российская компания приобрела сбытовое предприятие Blue Gaz. Частному “НОВАТЭКу” легче вести бизнес в Европе, чем подконтрольному государству “Газпрому”, который по политическим мотивам демонизируют в Европе.
Экспорт мелкооптовых партий СПГ – высокодоходный бизнес, поскольку позволяет выйти на конечного потребителя, который готов платить гораздо более высокую цену по сравнению с внутренним рынком России.
Единый экспортный канал. В настоящее время “НОВАТЭК” ведет строительство СПГ-завода на Ямале, первая очередь которого будет введена в эксплуатацию в III квартале 2017 г. Компания сможет экспортировать СПГ самостоятельно. В июле 2014 г. председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об экспорте СПГ, который производится в рамках ряда проектов. До этого право на экспорт газа имел исключительно “Газпром” и компании, аффилированные с ним на 100%. Это распоряжение Медведева рассматривалось как первый шаг на пути полной либерализации экспорта газа – как сжиженного, так и трубопроводного.
“Газпром” выступает категорически против либерализации, поскольку это может подорвать позиции компании в Европе – основном рынке сбыта для российского газа.
“Газпром” сделал ставку на экспорт трубопроводного газа, который имеет конкурентные преимущества перед СПГ. Все усилия компании направлены на реализацию крупных стратегических проектов – строительство газопроводов “Северный поток – 2”, “Турецкий поток”, “Сила Сибири”, которые позволят диверсифицировать поставки и значительно повысить эффективность продаж. В связи с этим проекты “Газпрома” в области производства сжиженного газа – “Балтийский СПГ” и строительство третьей очереди СПГ-завода на Сахалине – отложены на более поздний срок.
Настаивая на сохранении монополии на экспорт трубопроводного газа, “Газпром” проводит гибкую политику в отношении независимых производителей, предлагая им единый экспортный канал – “Газпром экспорт”.
На “Криогаз-Высоцк” право экспорта СПГ не распространяется. “НОВАТЭК” будет осуществлять поставки через сбытовую структуру “Газпрома”. Продукция СПГ-завода “Криогаз-Псков” мощностью 23 тыс. т/год поставляется за рубеж в соответствии с агентским договором между Газпромбанком и “Газпром экспортом”. Кроме того, руководство “НОВАТЭКа” уверено, что сможет договориться о поставках через единый экспортный канал 2-3 млрд. куб. м трубопроводного газа ежегодно.
“Газпром” вынужден проводить гибкую экспортную политику, чтобы не потерять монополию полностью. Кроме того, компании нужен союзник, чтобы противостоять давлению со стороны “Роснефти”, которая проводит политику экспансии не только в нефтяной, но и в газовой сфере, угрожая интересам как “Газпрома”, так и “НОВАТЭКа”.
В ближайшее время следует ожидать других совместных проектов между двумя крупнейшими газовыми компаниями России.
Литовцам не везет. Поставки малотоннажных партий российского СПГ потребителям в Балтийском регионе может похоронить мечту Вильнюса о самоокупаемости плавучего терминала Independence в литовской Клайпеде. Литва с целью обретения энергетической независимости от России взяла в 2014 г. в аренду на 10 лет плавучий терминал мощностью 4 млрд. куб. м/год у норвежской компании Hoegh LNG за немалые деньги. Арендная плата составляет 61,45 млн. евро/год. Установка терминала в порту Клайпеды и подключение его к газотранспортной системе обошлась в 101 млн. евро – очень большая сумма для маленькой Литвы. Однако импортный СПГ не смог конкурировать с трубопроводным газом, поэтому литовское правительство обязало крупнейших потребителей покупать газ на терминале в Клайпеде вне зависимости от его цены.
Independence до сих пор остается загруженным не полностью, поскольку из-за падения промышленного производства и сокращения потребления со стороны населения стране требуется всего около 2 млрд. куб. м/год. Литва надеялась на экспорт в Латвию и Эстонию и даже построила газопровод Клайпеда – Куршенай, но прибалтийские соседи отказались покупать “литовский газ”, который стоит значительно дороже российского.
Сейчас Вильнюс делает ставку на экспорт малотоннажных партий СПГ. В конце 2016 г. литовские Litgas и Lietuvos duju tiekimas заключили договор с норвежской Statoil о поставках потребителям в Балтийском небольших объемов СПГ. По данным из литовских источников, с января по апрель 2017 г. удалось продать две партии объемом 15 тыс. т каждая. Покупателем стала компания Skangas. Кроме того, с целью увеличения объема продаж малотоннажных партий СПГ компания Klaipedos Nafta – оператор терминала Independence – ведет строительство наземного хранилища объемом 5 тыс. т и двух наливных эстакад для поставок СПГ автомобильным транспортом.
Пуск в эксплуатацию завода “Криогаз-Высоцк” и начало экспорта СПГ может разрушить планы литовских компаний и вытеснить их с рынка региона. Российская компания может предложить потребителям в Прибалтике более привлекательные условия, поскольку себестоимость производства СПГ на заводе в Высоцке, который использует в качестве сырья дешевый трубопроводный газ, значительно ниже.
После остановки на ремонт завода в Пскове эстонская Eesti Gaas решила закупать СПГ не у литовцев в Клайпеде, а у поляков в Свиноуйсьце. (Rcc/Химия Украины и мира)