Крупные нефтяные компании анонсируют всевозможные потенциальные изменения, которые уже можно внести на “дорожную карту” АЗС будущего. The Wall Street Journal раскрывает образ АЗС будущего через инновации, которые сейчас имплементируются компаниями-лидерами мирового топливного рынка.
Крупные нефтяные компании реализуют концепции мультитопливных АЗС с ресторанами и магазинами, а также широким выбором сопутствующих услуг. Некоторые из них экспериментируют с мобильными приложениями для ускорения процесса заправки топливом или тестировуют услуги, которые полностью “обходят бензоколонку”, и доставляют топливо непосредственно потребителям. Также они исследуют, как переход потребителей на модель автообмена (car sharing – НР), или автономных транспортных средств, может отобразится на возможностях нефтяных компаний.
Все это является частью усилий нефтяных компаний по адаптации к меняющимся привычкам потребителей и новым технологиям, которые угрожают перевернуть бизнес продажи топлива. Согласно докладу, опубликованному в 2016 г. консалтинговой фирмой Wood Mackenzie, электромобили могут снизить спрос на бензин в США на 5%, а, возможно, и на 20% к 2035 г. Автоматизированные транспортные средства и распространение совместного использования автомобилей также могут в корне изменить рынок в долгосрочной перспективе. Большинство крупных нефтяных компаний скептически отнеслись к воздействию электромобилей на потребление топлива. Но некоторые из них уже экспериментируют с обслуживанием как электрических транспортных средств (ТС), а также ТС на других видах топлива.
В течение следующих 12-18 месяцев Royal Dutch Shell PLC проведет ряд экспериментов по всему миру, чтобы определить оптимальный способ адаптации своих АЗС. Одной из приоритетных областей является возможность обеспечения доступа к альтернативным видам топлива, таким как водород, сжиженный природный газ и электрозарядки на автозаправочных станциях. “Шелл” открыла пять АЗС для сжиженного природного газа для заправки грузовых автомобилей на дорогах системы межгосударственных автомобильных дорог США и четыре в Нидерландах. Компния вот-вот начнет предлагать услуги быстрой зарядки для электромобилей на заправочных станциях в Великобритании и Нидерландах.
Другие компании прилагают аналогичные усилия. BP PLC имеет 50 АЗС по всему миру с электрическим зарядками. Французская Total SA планирует к 2023 г. установить 300 зарядных станций по всей Европе и 400 водородных АЗС по всей Германии. В течение следующих 5 лет она планирует построить 350 станций по заправке сжиженным природным газом в Европе. Ранее компания приобрела третьего по величине в Европе поставщика сжиженного природного газа для автомобильного топлива, добавив в свой портфель 100 АЗС с природным газом.
Exxon Mobil Corp., которая в основном вернулась к модели лицензирования своей сети АЗС, рассматривает разработку нового типа бензина для более экономичных автомобилей, которые, как ожидается, появятся на рынке в предстоящие годы из-за ужесточения регуляторных стандартов во всем мире.
BP планирует открыть 200 АЗС в Мексике в 2017 г. и получила лицензию на открытие до 3500 в Индии. Компания находится в процессе заключения сделки на $1,3 млрд. по приобретению топливого бизнеса супермаркетов Woolworths Ltd в Австралии. Это добавило бы к портфелю BP 527 АЗС. В других странах BP успешно сотрудничает с хорошо зарекомендовавшими себя розничными брэндами. Например, в Великобритании на многих станциях ВР есть пункты питания Marks & Spencer. “Пятнадцать лет назад это было просто топливо, – говорит Алекс Дженсен, вице-президент подразделения розничной торговли BP в Европе. – Сейчас в Великобритании половина клиентов BP даже не заправляется, а просто заходят за продуктами”. BP также экспериментирует с мобильным платежным приложением, чтобы быстрее и проще заправлять клиентов.
Shell рассматривает мобильное платежное приложение, а также “боксы” на АЗС, где клиенты могут собирать товары, которые они заказывали онлайн. Компания также планирует экспериментировать с ресторанами. Другие придерживаются аналогичных моделей и смотрят на еще большие изменения в долгосрочной перспективе.
Весной 2017 г. Shell начнет тестирование службы доставки топлива в Нидерландах. Используя приложение, разработанное компанией, клиенты могут заказать сервис, который будет заправлять автомобили, когда клиенты будут делать покупки, есть или спать. Компания даже рассматривает вопрос доставки кофе в паре с этим сервисом. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)