Пожалуй, нет на Прикарпатье человека, который бы не знал об экологических проблемах Калуша и Калушского района. Знают о них также народные избранники, правительство и президент. Но, тем не менее, годы идут, а ситуация не решается… Экологические проблемы все больше накапливаются и в любой момент могут вызвать катастрофу европейского уровня.
И если пути решения отдельных экологических проблем найти действительно очень сложно, то ситуацию с затоплением Домбровского карьера и хвостохранилищ соляными рассолом, которые при дальнейшей бездеятельности могут попасть в водоносные горизонты, можно решить даже, так сказать, с пользой. В этом, в частности, убежден директор “Калушского соляной компании” Василий Петров, который считает, что настало время тешиться пустыми надеждами на реанимацию бывших калийных гигантов и начать реальные шаги по использованию природного богатства. А таким богатством, по его мнению, являются соляные рассолы, накопленные в карьере и хвостохранилищах.
Переработка рассолов – лучший вариант решения проблемы. “О проблеме, связанной с неконтролируемым затоплением карьера, говорят достаточно давно, звучали самые разные предложения по ее решению, – рассказывает В. Петров. – Некоторые ученые даже предлагали строить защитную стену по всему периметру Домбровского карьера. Но эти работы стоили бы очень дорого и, как мне кажется, не были бы эффективными, ведь водоносные горизонты обладают способностью обходить различные препятствия. Лучший вариант решения вышеуказанной проблемы – переработка рассола Домбровского карьера. В свое время, работая еще заместителем мэра Калуша, я посетил итальянские компании, которые имеют положительный опыт переработки рассолов и изготавливают необходимое для этого оборудование. Так почему бы и нам не заняться этим? Но проблема в том, что и Домбровский карьер, и хвостохранилище – это объекты, которые принадлежат ОАО “Ориана”, которое уже много лет находится в состоянии санации. Сейчас основной кредитор – Государственная фискальная служба – судится с предприятием, чтобы оно вернуло средства, которые когда-то были взяты в кредит от Баварского объединенного банка под гарантии правительства. Дело в том, что правительство в свое время отдало банку 928 млн. грн., когда доллар был еще по 3 грн., а от “Орианы” теперь требуют вернуть эти деньги уже по нынешнему курсу доллара – 26 грн. Конечно, предприятие такой возможности не имеет, поэтому продолжаются суды. Сейчас уже есть первоначальное решение суда о согласовании санации “Орианы”. Подтвердил санацию “Орианы” и Апелляционный суд, теперь осталось пройти Кассационный… От того, когда завершится процесс санации, и зависит начало работ по переработке рассолов. Чтобы строить завод по переработке рассолов, сначала нужно взять в аренду или выкупить земельный участок, на котором расположены карьер и хвостохранилища. Сейчас это, к сожалению, сделать невозможно”.
Одним выстрелом убить двух зайцев? По мнению Петрова, перерабатывая рассолы с Домбровского карьера и хвостохранилища, можно было бы, как говорится, одним выстрелом убить двух зайцев.
“Кроме того, что при переработке рассолов решалась бы экологическая проблема, одновременно развивалось бы и производство, – убежден он. – “Калужская соляная компания” владеет технологией, позволяющей распределять рассолы на отдельные части: калийные удобрения и натрий хлор (техническую соль), который, в частности, нужен “Карпатнафтохиму” для производства хлора и каустической соды. Это сырье они пока привозят из Артемовска, а если бы заработала наша установка по переработке рассолов, то мы бы смогли обеспечивать “Карпатнефтехим” необходимым количеством соли соответствующего качества. Кроме того, наше производство было бы тесно взаимосвязано с Калушской ТЭЦ, откуда мы бы брали пар для выпарки соли. А это бы в свою очередь способствовало увеличению производства станцией электроэнергии. Что касается калийных удобрений, то сегодня агропромышленный комплекс Украины покупает их в Беларуси и России на сумму до $250 млн./год. А если бы заработала наша установка, то мы могли бы самостоятельно обеспечить калийными удобрениями весь агропромышленный комплекс Украины”.
Вместо опасных объектов – зоны отдыха. По мнению директора Домбровский карьер, такой проект вполне реален.
“С началом переработки рассолов их концентрация в водоемах постепенно бы уменьшалась и в результате дошла бы до такого уровня, что там можно было бы создавать зоны отдыха для людей, – делится мыслями В. Петров. – Потенциал лечебных свойств наших солей еще недостаточно исследован, но многие люди уже сейчас купаются в соляных водоемах и испытывают от этого положительный эффект. В свое время специалисты Ивано-Франковского национального медицинского университета исследовали влияние рассолов с Домбровского карьера и хвостохранилищ на организм человека. К сожалению, из-за отсутствия финансирования довести исследования до логического завершения тогда не удалось, но первые его результаты свидетельствовали о том, что вода из наших соляных водоемов для лечения суставов, опорно-двигательного аппарата, псориаза и других заболеваний гораздо эффективнее той, которая, например, есть в Солотвино”.
Кто и когда “даст зеленый свет” на переработку рассолов?
«Больше всего в этой ситуации возмущает то, что проблему можно было бы решить одним соответствующим решением Кабинета министров Украины, – резюмирует Василий Петрив. – Но, к сожалению, меркантильные интересы многих чиновников преобладают над здравым смыслом. В результате уже 14 лет судьба “Орианы” остается нерешенной. Зависит частично этот процесс и от местных властей. Ведь однажды уже удалось убедить руководство государства признать территорию Калуша и сел Крапивник и Сивка-Калушская Калушского района зоной чрезвычайной экологической ситуации. Думаю, если бы было желание и знания, то и теперь процесс санации “Орианы” можно было бы ускорить, но, к сожалению, ни городская, ни районная власти, ни Ивано-Франковская областная администрация серьезно этим вопросом не занимаются». (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)