В европейских странах количество автоматических (или так называемых «холодных» АЗС) достигает от 15% до 40% всех заправок, терминалы самообслуживания есть на подавляющем большинстве АЗС. В Украине этот сегмент развит слабо, не определилось в своем отношении к нему государство, да и потребитель разбалован сервисом на хорошо освещенных просторных комплексах. Однако это не значит, что это направление не развивается.
Продуктовый ритейл начинает и побеждает. В ЕС вот уже десять лет доминируют две тенденции: автоматизации и открытия собственных сетей АЗС гипермаркетами. До 40% станций работает без заправщиков. Топливо покупается с помощью кредитных карт и мобильных устройств. На абсолютном большинстве АЗС есть терминалы, которые позволяют не заходить внутрь станции. Даже в соседней Беларуси на большинстве крупных станций есть терминалы самообслуживания. Эти решения позволяют экономить на персонале, значит, снизить себестоимость продаваемого топлива.
Вторая тенденция, в корне изменившая распределение сил в топливном ритейле Европы, – собственные АЗС гипермаркетов. В Великобритании и Франции ритейлеры TESCO, Auchan, Carrefour и др. начали открывать собственные АЗС еще 10 лет назад. Аналогичная ситуация в США и Австралии.
Операторы “классических” АЗС были не в восторге. Продуктовые ритейлеры активно использовали системы лояльности и мотивации. В последние годы сеть АЗС TESCO стала лидером по объему продаж топлива в королевстве. По статистике 79% посетителей гипермаркетов заправляются на месте. В итоге Британия стала рекордсменом по количеству закрытых АЗС – за последнее десятилетие около 1000 станций по всей стране были остановлены.
Эта практика набирает обороты и за пределами Старой Европы. В Польше работают АЗС Auchan и TESCO в нескольких десятках километров от границы с Украиной. Они наводят ужас на местных фаворитов “Орлен” и ВР. Стации TESCO есть в Словакии, Чехии и т. д.
Компактное направление. На стыке этих двух тенденций появилась и третья: контейнерные заправки. Их развитием занимаются как независимые операторы, крупные нефтяные компании, так и продуктовые ритейлеры. КАЗС представляют собой закрытый модуль с резервуарами, ТРК, системами контроля, сбора паров, а также терминалами оплаты с интерфейсом. Они устанавливаются на парковках, на территории торговых центров и гипермаркетов.
Порядка десяти подобных модулей в крупных городах работает у румынской нефтяной компании Petrom. Под брэндом Start работают здесь “контейнеры” при супермаркетах Carrefour. В Чехии порядка 10 брэндов подобных станций распространены по крупным городам и трассам. Лидер рынка, компания Unipetrol (поглощена Orlen), оперирует двумя в Брно и тремя на магистралях под созданным под это направление брэндом Benzina express.
Именно КАЗС обещают стать пионерами этого европейского движения в Украине. Первая такая станция заработала в 2015 г., а на сегодня их 12. Самый заметный игрок на этом рынке – “СКФ” – оперирует 10 станциями собственного производства, в том числе 4 в Киеве. В столице они работают на парковках аэропорта “Киев”, ТЦ ART Mall и пр. К технологии “СКФ” склоняется сеть супермаркетов Auchan.
По словам руководителя проекта автоматических контейнерных АЗС компании Эдуарда Федюна, работа над первым проектом с французским ритейлером находится в стадии продвижения. “Это партнерский проект. Сейчас ведутся переговоры о разработке совместной программы лояльности”, – говорит Федюн.
Еще две украинские КАЗС были произведены компанией Robotank. Они установлены в Днепре и Кривом Рогу. Одна из них работает под распространенном в регионе брэндом “Востокгаз”. Как отметил директор компании Алексей Дядык, эта станция стала первой в Украине, которая отпускает еще и автогаз.
Развитие “холодных” АЗС в столице в последние годы сдерживалось нелегальными дизельными “наливайками”, которые изобиловали нарушениями и забывали платить налоги в городской бюджет. Киевские власти в минувшем мае расчистили город от АГЗП и дизельных моноблоков. Тем самым конкурентное поле выровнялось и открыло возможности для различных форм цивилизованного топливного бизнеса.
Эти же изменения могут послужить толчком к развитию АЗС самообслуживания. В каком виде этот процесс будет происходить и примут ли в нем участие крупные операторы, пока неизвестно. Большинство проектов по самообслуживанию до сих пор оставались лишь редкими экспериментами. Несколько таких терминалов есть в сети ОККО и КЛО. Также недавно появилась функция бесконтактной оплаты через девайс у WOG. Правда, особых очередей под эту услугу пока не наблюдается. Да и эта концепция противоречит задаче заманить покупателя в магазин при АЗК.
Еще один сдерживающий фактор – невысокие расходы на персонал, в том числе работающий круглосуточно, по сравнению со странами ЕС и США. Однако даже в текущей структуре расходов траты на персонал имеют большой вес, поэтому украинские АЗС будут стремиться минимизировать этот фактор. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)