Еще пять лет назад никто не ожидал, что сжиженного газа будут покупать больше, чем бензина. Теперь это реальность: с 2012 г. его потребление увеличилось в 2 раза, что автоматически повлекло за собой развитие заправочной инфраструктуры и инфраструктуры хранения, а чиновники почти перестали путать пропан-бутан с природным газом. Как и любому развивающемуся бизнесу, этому свойственны болезни роста, каждой из которых этот рынок решил добросовестно “переболеть”, – это и слабая диверсификация поставок, и большой “серый” сектор, и сырая нормативная база.
По итогам января-мая 2017 г. в баки украинских водителей было закачано 1130 млн. л пропан-бутана, тогда как бензина продали лишь 931 млн. л, а дизтоплива – 1490 млн. л. Основным драйвером прироста потребления сжиженного углеводородного газа (СУГ, LPG) является транспорт. Этим Украина сильно отличается от стран Западной Европы, где газ больше потребляют коммунально-бытовой и промышленный сектора.
Бешеная популярность автогаза обратно пропорциональна доходам населения, и украинский пример это как нельзя лучше показывает. Газ оказался спасением для большинства автомобилистов, доходы которых резко сократились после событий 2014 г.
В первом полугодии 2017 г. потребление увеличилось на 13%. Это уже не прошлогодние 30%, но все же очень солидные цифры. И потенциал еще не исчерпан. Компанию транспорту может составить бытовое использование сжиженного газа для обогрева домов и промышленных объектов. Но пока этот вектор развивается слабо.
“Люди предпочитают газовым баллонам твердое топливо и электричество. С дровами труднее, а с электричеством сжиженный газ может запросто соревноваться”, – говорит Виталий Шаповал, директор компании “Днепррегионгаз”. По его словам, дополнительным стимулом для населения могут стать налоговые преференции, которые предоставляются во всем мире.
Каков прогноз? На транспорте в Европе автогаз все больше проигрывает электромобилям, а в бытовом секторе – сжиженному природному газу (LNG). В Украине массового нашествия ни того, ни другого пока не предвидится, значит, пропан-бутан еще долго будет актуален.
Опасная привязанность. Растущее потребление привело к неожиданным проблемам с балансом поставок. Хотя Украина сократила до 15% зависимость от России в сфере поставок светлых нефтепродуктов (бензина и дизтоплива), потребность в новых объемах газа все же покрывается за счет российских ресурсов. С 2015 г. украинский рынок более чем наполовину снабжается из РФ – производителя СУГ мирового масштаба. “Здесь цена – самый главный фактор, каждый доллар может стать решающим, – говорит представитель украинской трейдинговой компании, пожелавший остаться неназванным. – Транспортировка стоит немалых денег, поэтому поставщики из ближайших стран имеют неоспоримое преимущество”.
В 2017 г. Россия упорядочила экспорт в Украину, де-факто оставив на украинском направлении только компанию “Роснефть”. Ее продукт в Украину ввозит швейцарский трейдер Proton Energy Group S.A., который на внутреннем рынке работает через дочернюю структуру “Глуско Украина”. В компании уходят от вопроса о возможных объемах поставок газа, а пока показали рекорд в апреле 2017 г., заняв 26% рынка с импортом в 37 тыс. т.
Второй по мощности источник снабжения Украины, который то и дело норовит стать первым, – Беларусь. Здесь тоже ситуация не безоблачна, особенно в периоды, когда Россия прикручивает нефтяной кран. Но белорусы не унывают. Они без труда активно наладили транзит российского газа в Украину.
Рецидивы сбоя поставок из РФ или Беларуси заставляют украинских трейдеров изучать альтернативные направления импорта. На рынке уже стабильно присутствует газ из Литвы и Польши, что еще недавно казалось фантастикой даже профессиональным трейдерам. В июне 2016 г., когда поток из России обмелел после аварии на одном из крупнейших заводов, в Украину пошел газ из Румынии, Венгрии, а также из Нидерландов и Швеции.
Знаковым событием 2016 г. стали первые поставки СУГ по морю. Египетский пропан от GT Group показал, что это направление живо. Но не всегда. По словам директора GT Group Владислава Колодяжного, цены на сжиженный газ на рынках Черного моря и Украины напрямую не коррелируют и зависят от специфики потребления в разных регионах. “Пока мы используем морские поставки как регулятивный инструмент наполнения южных регионов. Это работает только в пиковые периоды потребления или при форс-мажорных обстоятельствах, когда ощущается нехватка продукта”, – говорит Колодяжный.
Трейдеры также отмечают, что украинский рынок в значительной степени интегрировался в глобальные рыночные тенденции, значит, поставки с моря и из западных стран будут все чаще и чаще “помещаться” в Украине.
Игры без правил. Как и все бурно растущее, рынок сжиженного газа влечет к себе самый разнообразный “контингент”, который проникает во все щели, оставленные “сырым” законодательством и коррупцией. Самый массовый пример – нелегальные газозаправочные станции. К 2017 г. в Киеве и Киевской области – крупнейшем рынке страны – доля нелегальных заправок достигла 70%. Это полностью разрушило конкуренцию и надежды местных бюджетов на налоги с подакцизного газа. Распространение небезопасных объектов по городу, а также финансовые потоки, проходящие мимо столичного бюджета, заставили городские власти решительно “зачистить” нелегальный “газовый” бизнес. Первым был Киев, следом – Днепр.
Не обошлось без “вредителей” и в оптовом сегменте украинского рынка. Здесь орудуют разношерстные комбинаторы: одни “прокручивают” газ для накопления налогового кредита, другие – выручают наличные для подпитки конвертационных центров, третьи – совмещают эти и другие варианты незаконного заработка.
Закрытие нелегальных заправок, торгующих без кассы за наличные, частично обескровило бизнес “конвертов”. В то же время фискалы атакуют оптимизаторов на рынке наличных. Говорят, что ставки в 7% за продажу “кэша”, которые давали еще в начале года, уже недосягаемы.
Разгул схем “оптимизации” заставил крупных игроков рынка консолидировать усилия с властями. Изгнать нелегалов из столицы удалось благодаря сотрудничеству киевских властей с Нефтегазовой ассоциацией Украины (НАУ), объединяющей цивилизованных участников рынка.
Еще одно направление работ для профильных ассоциаций – необоснованно жесткие по сравнению со странами ЕС требования к строительству газовых заправок и хранилищ. Зачастую противоречащие друг другу законы стимулируют коррупцию и ограничивают легальное развитие инфраструктуры. “Вопросы борьбы с нелегальными схемами и модернизации законодательства, регулирующего рынок нефтепродуктов, в том числе и сжиженного газа, стоят на повестке дня нашего объединения. Без их решения полноценный порядок на рынке будет невозможен”, – резюмирует Дмитрий Кулик, президент НАУ. (Заместитель директора ООО “Консалтинговая группа А-95” Артем Куюн, oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)