Рост спроса на экохимию растет вместе с пониманием того, какой вред окружающей среде и здоровью человека может нанести безрассудная погоня за чистотой. Особенно с учетом того, что часть производителей бытовой химии охотно вводит в состав своих продуктов недорогие и токсичные компоненты.
В 2016 г. компания “Euromonitor International” оценила объем рынка бытовой химии России в 202,7 млрд. руб. Экспертная оценка объема реализации только синтетических моющих средств (СМС) составляет более 900000 т/год, при этом потребление их в России пока остается ниже, чем в европейских странах (5 кг на душу населения против 6-7 кг). Это значит, российскому рынку бытовой химии есть куда расти и развиваться. Но уже сегодня на полках специализированных и универсальных магазинов большое разнообразие бытовой химии, что делает выбор сложной задачей.
В настоящее время на российском потребительском рынке представлены средства бытовой химии от более чем 70 производителей. “Львиную долю” рынка занимает продукция американского концерна “Procter & Gamble” (“Tide”, “Ariel”, “Миф”), которой отдают предпочтение свыше 60% потребителей. Еще один лидер рынка – германский концерн “Henkel” KGaA (“Persil”). Продукты этой компании используют около 40% потребителей. Замыкает тройку зарубежных лидеров продукция эконом-класса от британской компании “Reckitt Benckiser” (“Dosia”).
Среди российских производителей бытовой химии популярны брэнды компаний “Нэфис Косметикс” (Казань, “Aos”, “Biolan”, “Sorti”, “BiMax”), “Невская косметика” (Санкт-Петербург, “Ушастый Нянь”, а также брэнд “Аист”).
Среди производителей бытовой химии со знаком “эко” – петербургские брэнды “GreenLab”, “EcoNobel” и “Mister Dez”, новосибирская компания “НБТ-Сибирь”, брэнды “Magic Herbs”, “Flora”, “Rossinka”, “iKeep”, “Synergetic”, “Econel”, однако пока их доля на рынке невелика, в том числе и из-за сложностей конкурентной борьбы с более дешевыми агрессивными химическими средствами. Однако постепенно ситуация меняется.
Совсем недавно потребители не слишком интересовались составом средств для мытья посуды, для мытья пола, или стиральных порошков. Пользуясь пробелами в законодательстве и невысокой потребительской культурой, производители бытовой химии вводили в состав продуктов такие компоненты, как фосфаты, хлор, гипохлорит натрия – дешевые, но агрессивные и опасные химические вещества. Так, фосфаты усиливают сцепление молекул поверхностно-активных веществ (ПАВ), образующих пену, с тканями и затрудняют их выполаскивание. В результате при соприкосновении кожи человека с тканью, в которой остались частицы ПАВ, могут возникать раздражения и аллергические реакции. В то время, когда во многих европейских странах применение фосфатов при производстве бытовой химии запрещено, их количество в различных средствах бытовой химии сегмента масс-маркет на российских прилавках доходит до 35%. Лишь недавно в России был принят на рассмотрение законопроект об ограничении количества фосфатов в составе синтетических моющих средств до 1%.
Сегодня российские потребители все чаще выбирают средства, созданные без использования агрессивных химических веществ. Пример брэнда, популярность которого растет на волне повышения уровня потребительской культуры, социальной ответственности и информированности общества, – российская ТМ “Econel” (производитель – компания “Белая Мануфактура”), появившаяся на рынке 4 года назад. Компания “Белая Мануфактура” (Нижний Новгород) – производитель экологичных и безопасных товаров бытовой химии, косметики, средств гигиены и хозяйственных товаров. Компания вывела на рынок продукцию под брэндами “Умка”, “GreenDay”, “Lu-Lo”, “LaChista”, “Econel”. (Ruhim/Химия Украины и мира)