За последние 5 лет реализация витаминов и провитаминов в стране упала в 6 раз, антибиотиков – на 31%. Фармацевтические предприятия РК наращивают производство на фоне сокращения потребления медикаментов. Несмотря на рост собственного производства, доля импорта на рынке фармпрепаратов варьирует от 62% до 100%.
За 7 месяцев предприятия фармпромышленности произвели на 30,8% больше продукции в физическом выражении, чем в январе-июле 2016 г. Практически весь рост выпуска в отрасли обеспечило производство лекарств – их в этом году было выпущено на 32,7% больше, чем год назад. При этом традиционно, производство прочих фармацевтических препаратов сокращалось – минус 14,8% в физическом выражении по сравнению с объемом за 7 месяцев 2016 г.
Рост собственного производства фиксируется на фоне сильного сокращения импорта медикаментов, особенно в 5-летнем периоде. В частности, за 6 месяцев текущего года в РК было импортировано 57,4 т провитаминов, витаминов и их производных. Это на 19,8% меньше объема импорта за январь-июнь прошлого года, а если сравнивать с уровнем 5 годами ранее, то разница составляет почти 6 раз.
Импорт антибиотиков продолжает увеличиваться второй год подряд, +25,7% за год. Однако по сравнению с объемом 5-летней давности ввоз антибиотиков упал на 28,6%. Ввоз прочих лекарств и фармпрепаратов за год вырос на 32,6%, однако за 5 лет объемы сократились на 8,2%.
Однако сокращение импорта обусловлено не столько активностью местных фармпроизводителей, сколько резким падением внутреннего потребления лекарств и препаратов из-за роста цен. Так, в этом году казахстанцы купили 57,4 т провитаминов и витаминов – т. е. весь внутренний рынок по данной товарной категории на 100% состоит из импорта.
Потребление антибиотиков на внутреннем рынке за 5 лет упало на 31,2% до 31,4 т за январь-июнь 2017 г. Доля импорта в этом сегменте составляет 83%. При этом реализация внутри страны прочих лекарств и фармпрепаратов выросла на 25,6% за 5 лет, до 23,9 тыс. т. Доля импорта здесь сократилась до 61,6% с 84,3% в 2012 г.
Таким образом, качественное лекарственное обеспечение все еще недоступно для большинства казахстанцев. Между тем, обеспечение доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения – одна из задач национальной политики лекарственного обеспечения в рамках реализации госпрограммы “Денсаулы”.
Для достижения данной задачи предлагаются следующие меры:
– усовершенствование системы госрегистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, упростить процедуры регистрации для лекарств, произведенных по стандарту GMP, одобренных Администрацией по продуктам питания и лекарствам США (FDA), Европейским агентством по лекарствам (EMA);
– дальнейшее развитие национальной формулярной системы на основе повышения эффективности деятельности национальной формулярной комиссии при центральном уполномоченном органе в области здравоохранения. Национальной формулярной комиссией будет рассматриваться и одобряться национальный лекарственный формуляр;
– совершенствование механизмов закупа и логистики, в том числе централизованного закупа и дистрибуции;
– системные меры государственной поддержки обращению лекарственных средств и изделий медпредназначения отечественного производства;
– комплексные меры по обеспечению экономической доступности лекарственных средств для населения, которые будут основаны на постоянном мониторинге цен в странах ЕЭП и других странах, регистрации лекарственных средств на основе оптовых и розничных цен и обязательств по объему поставок независимо от валютных рисков импортеров;
– внедрение эффективных механизмов сдерживания роста госзатрат путем внедрения госрегулирования цен на лекарственные средства с использованием лучшего мирового опыта, основанном на внешнем и внутреннем референтном ценообразовании, совершенствования планирования системы закупа лекарственных средств и рационального использования;
– в рамках расширения бесплатного обеспечения лекарственными средствами на амбулаторном уровне будет предоставлена возможность выбора населением более дорогостоящих препаратов (оригинальных препаратов и дженериков) на основе сооплаты гражданами разницы в стоимости этих ЛС и установленной предельной ценой возмещения. (forbes.kz/Химия Украины и мира)